Техника выполнения прямого нападающего удара в волейболе. Методика совершенствования нападающего удара


Механизм удара в волейболе

Как научиться мощному нападающему удару? Какие упражнения наиболее эффективны для улучшения прыгучести? Что делать, чтобы безошибочно передавать мяч партнеру?

ДВОРЕЦ СПОРТА в Лужниках. На арене у сетки сражаются сборные Москвы и Латвии. Нил Фасахов и я прыгаем, блокируя рижанина Вейскопса. Мяч, посланный мощным ударом латвийского спортсмена, попадает в наши ладони, и тут же Фасахов вскрикивает от боли - у него сломан мизинец.
Одесса. Чемпионат страны. На площадке - команды ЦСКА и одесский «Буревестник». Мяч у армейцев. Мондзолевский пасует Коваленко, который в прыжке у сетки делает замах. Мяч попадает в голову одесситу Титарчуку и отскакивает далеко на балкон к зрителям. Титарчук от удара падает, как при нокдауне в боксе.
Подобные эпизоды, конечно, редки. Но в современном волейболе удары многих нападающих настолько сильны, что их называют пушечными. В то же время точность таких ударов можно считать образцовой.
Любителей волейбола особенно интересует секрет именно таких ударов, сильных, точных.

«В чем сила удара?»«Как развить резкость нападающего удара?» «Прыгая для нападающего удара, я никак не могу ударить по мячу в высшей точке. Что мне делать?»

Если говорить о самом главном, то ответ на сотни подобных вопросов один:

выполняйте нападающий удар правильно технически.

Нападающий удар - сложный элемент волейбола. Он выполняется в воздухе, когда время взвешенного положения игрока ограничено, а координация движений усложнена. Именно над сеткой осуществляется так называемое столкновение «брони» и «снаряда», когда в доли секунды надо разгадать и предвосхитить замысел противника, наметить и осуществить свои контрдействия. Удар - наиболее ответственный, в смысле результата, прием игры. Непревзойденный мастер атаки Константин Рева писал: «Прием мяча, передача и завершающий удар - это три звена одной цепи, неразрывно связанные. Но главным является нападающий удар» .
И еще одно высказывание выдающегося мастера: «Я пришел к выводу, что нападающий удар - основа победы над командой противника» .

Многообразие нападающих ударов безгранично: по далеким и близким от сетки мячам, с краев сетки и в центре, поверх блока, от блока и в обвод его, «по ходу» и с «переводом», с прострельных, коротких и взвешенных передач, удары «крюком», прямые, обманные и многие другие.

Удар в большей степени, чем другие технические элементы волейбола, зависит от таких физических качеств игрока, как рост, прыгучесть, быстрота, координация движений, сила и ловкость. Влияние всех этих специфических качеств трудно учесть при описании приема. Поэтому остановлюсь только на основных моментах практического характера.

«Исходя из своего опыта, я могу сказать, что прямой и боковой удары являются основными в игре, остальные же разновидности нападающего удара - вспомогательные», - так справедливо считал Рева.
Поэтому целесообразно прежде всего научиться техническому исполнению наиболее типичных ударов.

Итак, прямой нападающий удар . Здесь важен правильный выход к мячу, то есть разбег и прыжок. Разбег - короткий {3-4 шага), но энергичный. Прыжок - максимальный, направлен почти вертикально, соразмерен по времени с полетом мяча. Неопытные игроки зачастую рвутся к мячу, рано начинают разбег, а перед прыжком засиживаются в приседе, ибо мяч далеко. Вот и получается досадная осечка.

Разбег и прыжок должны выполняться слитно. Поэтому правильнее несколько задержаться на исходной позиции, подкрадываясь, как кошка. А потом быстро разбегаться, прыгать и наносить удар. В воздухе нападающему надо оказаться в таком положении, чтобы мяч был впереди, а плоскость удара примерно в 35-50 см от плеча. Остерегайтесь «залезать под мяч». Мяч в этом случае падает на голову, и результативная атака становится невозможной.

Во время прыжка энергичное маховое движение обеими руками способствует взлету. Сразу же после этого волейболист отводит бьющую руку назад. С замахом нельзя опаздывать. Особенно при короткой передаче, когда мяч появляется над сеткой низко и неожиданно. Чуть опоздаете вынести руку для удара, и придется бить низко над сеткой, ограничивая себе выбор направления и характер удара.

Кое-кто рекомендует при замахе заносить руку чуть ли не за голову. По моему мнению, замах должен быть коротким. А такой авторитетный специалист волейбола, как мастер спорта Валентин Филиппов, писал: «Большой по амплитуде замах выдает намерения нападающего, позволяет заранее определить направление удара, не говоря уж о том, что при таком замахе игроку трудно изменить первоначальное намерение. Большой замах ограничивает возможности применять удары с низких передач, а такие удары довольно часты в игре».

Сам удар по мячу должен быть максимально резким, быстрым. Не следует рукой и кистью сопровождать мяч. Подбирая материалы по технике нападающего удара, я ловил в объектив фотоаппарата момент удара по мячу, когда атаковали Константин Рева, Нил Фасахов, Виталий Коваленко. Снимал я при выдержке в одну двухсотую секунды, и все же движение предплечий этих мастеров и особенно кистей получалось на фото смазанным. Настолько быстротечен у этих игроков процесс удара! Пришлось фотоаппарат сменить на кинокамеру со скоростью съемки 64 кадра в секунду.

Весьма образно выразил свою мысль о характере удара по мячу Валентин Филиппов : «Нападающий удар волейболиста напоминает удар в бильярде, когда нужно, чтобы свой шар остался на месте».

В момент удара рука атакующего почти выпрямлена. Это обусловлено не столько техникой игры, сколько ее тактикой. Чтобы максимально затруднить соперникам постановку блока или даже послать мяч поверх ладоней блокирующих, приходится атаковать как можно выше над сеткой. Это-то и вынуждает нападающего наносить удар выпрямленной рукой. Вот как описывает эффективные действия нападающего заслуженный тренер СССР Мирон Винер : «В момент встречи с мячом рука нападающего выпрямлена, правое плечо поднято выше левого, что позволяет нанести удар по мячу на большой высоте, поверх блока»

У Константина Ревы часто спрашивали, как он бьет по мячу - кулаком или ладонью? «Удара по мячу кулаком я не наблюдал, хотя об этом слышал, - отвечал Рева. - Нападающий удар правильнее наносить ладонью. При этом все пять пальцев следует плотно прижать друг к другу и слегка согнуть».

«Куда смотреть нападающему в момент прыжка?» - интересуются молодые волейболисты. Отвечаю: только на мяч! Действия же блокирующих и пространство над сеткой следует по возможности контролировать периферическим зрением, а иногда просто интуитивно.

Теперь о боковом нападающем ударе , то есть об ударе крюком. В игре зачастую возникают ситуации, когда атаковать прямым ударом невозможно. Представьте себе: нападающий только что ставил блок и не успел отойти от сетки. В этот момент ему адресуется вторая передача. Мяч не долетает до сетки, и игрок оказывается между мячом и сеткой. Здесь волейболиста может выручить только боковой удар.

«Бывают такие ситуации у сетки, когда послать мяч на сторону противника прямым ударом невозможно, - писал Константин Рева. - Если нападающий, не рассчитав разбега, оказался под мячом или впереди него или если мяч находится далеко от сетки, тогда сама обстайовка подсказывает необходимость применить именно боковой удар».

Теперь, когда блокирующим разрешено переносить руки через сетку, многие специалисты волейбола пришли к выводу, что удары «крюком» с разумно отдаленных от сетки передач будут особенно результативными. Основание для такого утверждения находим опять же у Ревы: «Боковой удар затрудняет соперникам постановку блока, так как сложно определить направление удара, производимого с дальнего расстояния от сетки».

В техническом исполнении ударов «крюком» и прямого есть много общего. Для обоих ударов непременны одни и те же требования: точно подобранный разбег, высокий прыжок, выпрямленная в момент удара рука, умение мгновенно вложиться в удар. Но у каждого из этих ударов есть и свои особенности.

Для проведения бокового удара нападающие часто прыгают с места, без разбега. В этом случае рекомендуется глубокий присед перед прыжком. Нападающий разворачивается к сетке почти под прямым углом. Плоскость удара может быть расположена между нападающим и сеткой, вертикально над бьющим и даже несколько вдали от него. В каждом из этих вариантов важно точно рассчитать движение руки и кисти. В первом случае надо как бы накрыть или, как говорят, захлестнуть мяч, акцентируя удар книзу и в избранном направлении. Кисть ложится на мяч в верхней его полусфере. В остальных случаях мяч следует направлять по более пологой траектории, чтобы не попасть им в сетку. Точка касания мяча избирается примерно на его «экваторе».

Замах и сам удар исполняются двояко.
В первом варианте нападающий, находясь в воздухе, вплоть до удара сохраняет почти вертикальное положение туловища. После махового движения руками при взлете волейболист одновременно поднимает обе руки вверх. Затем бьющей рукой, которая все время остается почти выпрямленной, описывает во время замаха чуть ли не полную окружность. Рука движется свободно и удару может быть придано разнообразное направление. Такую своеобразную «мельницу» удачно применял известный нападающий Марат Шаблыгин , игрок сборной СССР в 50-е годы. Успешно осуществляет такой удар и Георгий Мондзолевский

При втором варианте нападающий, прыгая, несколько отклоняется в сторону, противоположную направлению предполагаемого удара. Бьющая рука при этом идет вниз, а сам замах является как бы продолжением наклона корпуса. Затем волейболист энергично выпрямляется, кисть руки по дуге посылает к мячу. Другую руку в это время двигает по-иному - сначала вверх, а потом, помогая выпрямлению корпуса, вниз. Движения рук, туловища и направление удара - все это в одной плоскости. Большой специалист такого удара- мастер спорта Герман Смольянинов.

Рассказанное мною выглядит, конечно, схематично. Ведь биомеханика нападающего удара - предмет специальной большой темы. Рассчитывать на то, что новичку на первых же порах игры у сетки удастся технически грамотно осущеставлять нападающие удары, было бы наивным. Путь к мастерству атаки трудный и долгий. Этот путь пролегает через годы тренировок, упорства, трудолюбия. Не гонитесь с первых занятий за силой удара - со временем она придет. Самое важное - понять и усвоить механизм движений, научиться технически правильно их исполнять. Перед каждым ударом на тренировке заранее определяйте его направление. Тогда и в игре легче станет находить наиболее целесообразное для каждой игровой ситуации решение.

Осваивая технику нападающего удара, упражняйтесь у стенки: удар в пол - отскок от стены - с лету, снова удар в пол... Такое упражнение очень полезно. Волейболист быстрее уясняет структуру движения при ударе, сам определяет правильность положения руки, добивается стабильной точности попадания по мячу кистью. Наши лучшие нападающие Коваленко, Фасахов, Сибиряков, Качарава и другие неизменно включали в свою тренировку это простое, но весьма эффективное упражнение.

Очень важно с самого начала учиться играть одинаково свободно и той и другой рукой. У «двуруких» нападающих более широкий диапазон действий над сеткой. Блокировать их удары гораздо труднее. Не случайно мастера ударов любой рукой Рева, Фасахов, Во- скобойников атаковали весьма результативно.

Тактика игры в нападении - атаковать ли с первых передач или с распасовки выходящим вперед тыловым игроком, после простой раскидки мяча у сетки или путем сложной комбинации - определяется для себя каждой конкретной командой. Тренер вместе с игроками настойчиво наигрывает наиболее выгодные для команды варианты атак.

Молодежь зачастую слепо копирует игру ведущих команд. Простое подражание редко себя оправдывает. Во-первых, копия всегда бледнее оригинала, а во-вторых, желание подражать тактике первоклассных команд зачастую не подкрепляется достаточно высокой технической оснащенностью, а потому и не дает хороших плодов.

Каждому нападающему советую в индивидуальной игре взять себе за правило играть ответственно любой мяч в любой игровой ситуации. Крайне важно играть без грубых ошибок (удары в аут и сетку) в конце партии и при равном счете, когда команде остро необходимо опередить противника. Результативная игра в нападении приобретает тут особую значимость. Здесь как раз полезны наиболее действенные формы атаки - удары выше блока, резкие «косые» удары по ходу, сильные удары в ладони блокирующих с расчетом отскока мяча в аут, неожиданные тихие обманные удары.

Мне был доверен в свое время ответственный пост нападающего в команде ЦСКА. Каково мне было чувствовать себя партнером таких игроков, как Рева, Винер, Ахвледиани, Гайлит! Сознаюсь, я робел, боялся как бы не осрамиться, не ударить лицом в грязь. Но передо мною всегда было то, что мы называем эталонами мастерства. Это вдохновляло, помогало идти вперед. Я учился у Ревы, учился совершенно исключительной координации движений этого великолепного мастера, его умению правильно выйти для удара по любому мячу, способности выбрать из богатейшего технического арсенала наиболее подходящее в данной ситуации оружие. Многое дало мне общение с Гиви Ахвледиани, выдающимся специалистом ударов поверх блока и кистевых ударов. Мирон Винер удивлял меня способностью мгновенно вложиться в удар. Он, что называется, «выстреливал» по мячу...

Наблюдая за игрой этих больших мастеров, я много размышлял о техническом исполнении удара . У меня возникали на этот* счет свои «теории». Старшие товарищи охотно выслушивали меня, поправляли, делились со мной «тайнами» своего мастерства.

Мне тогда казалось, что сочетать силу удара и его резкость лучше, если бить согнутой в локте рукой. «От локтя», - говорил я тогда. Однажды беседовал об этом с Гайлитом и Винером. «Представь себе пастуха, хлопающего кнутом сильно, резко! - сказал мне Владимир Гайлит . - Вот если бы так же «хлестать» по мячу! Но ведь согнутой рукой этого не сделаешь...» Я словно прозрел. Почувствовал преимущество другой схемы удара. Она выглядела так: чуть качнулся на удар корпус, пошло вверх-вперед плечо бьющей руки, с еще большей скоростью развернулась к мячу выпрямленная рука. Передо мной словно предстала цепь, каждое последующее звено которой движется быстрее предыдущего. Последнее звено этой цепи - кисть, словно хлыст, мгновенно бьет по мячу.

Так я начал учиться делать нападающий удар прямой рукой. Это было то, что надо. И сейчас - в который раз! - я мысленно благодарю своих умных наставников.

в волейболе вашему вниманию предлагаю статью, где мы подробно рассмотрим самый сложный технический элемент в волейболе.
Все нижеописанное подойдет, как для классического волейбола, так и для пляжного.
Отдельными статьями мы рассмотрим различия в нападающих ударах на песке и в зале, а также ТОП-5 ошибок любителей

Нападающий удар по частям.

1. Выход под мяч

Принцип "падающего шкафа"
Представьте как падает шкаф, вначале его скорость минимальна, постепенно скорость нарастает и в конце его падения скорость достигает максимального значения.
Также и разбег при атаке ускоряется от первого шага к напрыжке под мяч.
Принято разбегаться, начиная движение в 4-5 метрах от сетки.
Для правшей. Первый шаг делаем правой ногой, второй левой, с шага левой ноги напрыгиваем на 2 ноги и отталкиваемся вверх.
Формулу выхода под мяч можно описать так:
Шаг правой+шаг левой+напрыжка+вертикальный прыжок.

Почему именно так?

  • используя такой разбег вы максимально точно выйдете под мяч
  • задействуете всю "механику" тела, так как каждый шаг и напрыжка дает вам энергии для максимального прыжка

Принцип "лев на охоте".

Представьте льва на охоте. Лев- это вы, мяч- это жертва. Если вы начнете движение очень рано, жертва от вас уйдет.

Вот почему необходима напрыжка в конце разбега, вы должны напрыгнуть под мяч таким же большим скачком, как хищник набрасывается на свою жертву.

2. Фаза выпрыгивания.


Чтобы вы выпрыгнули максимально высоко вам нужно сбалансировать движения рук и ног во время выхода под мяч и выпрыгивания.

  • До момента напрыжи, руки не должны мешать и разбалансировать движения. Они находятся у корпуса, предплечия параллельны полу.
  • Во время нарыжки(вы прыгаете вреред на расстоянии больше своего шага), руки отводятся назад как можно выше и как можно дальше.
  • В тот момент когда вы прыгаете вверх, руки делают мах из крайне заднего положения в положения руки над головой. При этом левая рука тянется к мячу, как бы прицеливаясь, правая бьющая рука отводится назад согнутая в локте. Важно чтобы локоть был выше линии плеча.
3. Фаза удара.

Итак мы точно выпрыгнули под мячом, правильно вынесли руки, теперь готовы к удару.

  • Забываем про левую руку сразу же, как прицелились ей в мяч.
  • Правой рукой бьем по мячу, заканчивая движение прямой в локте рукой
  • Положение руки на мяче зависит от высоты вашего прыжка и положения кисти относительно сетки. Если вы "встречаете" мяч выше троса, положение кисти сверху мяча. Если вы бьете ниже уровня сетки, кисть бьет под мяч.
  • Не останавливайте руку после контакта с мячом, это приведет к потере инерции и удар будет слабее. Рука должна описывать форму "серпа". Начало движения- рука идет из-за спины, конец движения- рука приходит к левому колену.

Для левшей весь разбег строится симметрично наоборот. От зоны атаки разбег не меняется.

В следующей статье мы разберем ТОП-5 наиболее частых ошибок любителей в нападении.

Игорь Шепелев,

Главный тренер

Школы волейбола "Залп" (с)

Нападающие действия можно условно разделить на три группы:

  • 1) полноценные атакующие удары
  • 2) кистевые удары
  • 3) скидки

Помимо выше названных, есть крюки, полукрюки, удары "накатом" и т.д., которые сравнительно редко используются в современном волейболе .

Техника выполнения атакующего удара.

Выполнение атакующего удара также можно разделить на несколько составляющих: занятие позиции, разбег, прыжок и, собственно, удар.

В качестве примера приведём нападение "просто" из четвертой зоны.

В момент приема мяча игроками задней линии, нападающий занимает позицию в ауте, примерно в районе средей линии, чтобы иметь возможность разбегаться по дуге. После того как пошел пас, следует оценить его траекторию и соответствующим образом скорректировать и наметить скорость разбега, высоту и направление прыжка. Прыжок должен быть произведен с таким расчетом, чтобы мяч в момент нанесения удара находился перед игроком и на высоте вытянутой руки с тем, чтобы можно было его накрыть (захлестнуть) кистью сверху. Итак, пошел разбег, далее руки отводятся назад, и тело сгибается в полуприсяде, затем идет резкий взмах рук вверх и прыжок (руками машут, чтобы выше взлететь), обе руки при этом вытянуты вверх. Далее бьющая рука сгибается в локте и отводится за голову, плечо также отводится назад, игрок выглядит выгнувшимся, локоть при этом находится на уровне головы. Потом следует сокращение мышц брюшного пресса, придающее движение верхней части туловища вперед, и одновременно оставшаяся вверху небьющая рука резко уходит вниз, импульс движения продолжает небольшое перемещение плеча бьющей руки вперед, и затем следует завершающее движение - рука разгибается и захлестывает мяч на подобно плети, локоть не опускается ниже головы до касания мяча кистью - самая частая ошибка - когда локоть в момент удрара согнут и получается "удар от уха". Локоть опускается после удара - рука провожает мяч и уходит к туловищу вправо или влево так, чтобы не задеть сетку. Направление удара определяет кисть, а точнее то, с какой стороны она ляжет на мяч, например, сверху и слева (мяч, естественно, летит вправо) .

Прямой нападающий удар. Рассмотрим исходное положение бьющей руки. В практике довольно широко распространено мнение, что кисть бьющей руки нужно заносить назад за голову. Это ошибочное мнение. При таком положении руки волейболисты, даже очень одаренные, редко добиваются высоких результатов, но довольно часто травмируют плечевой сустав.

В каком же положении должна быть кисть перед ударом? Можно ли кисть расположить, например, над головой (такие рекомендации тоже существуют)? Нет, нельзя. В этом случае кисть окажется в центре вращения тела вокруг вертикальной оси и скорость ее движения будет равна нулю. Наибольшее ускорение можно получить, вынося кисть в сторону, но тогда удару помешает сетка. Только один наклон туловища тоже не будет давать желаемого эффекта.

В положении замаха туловище несколько отклоняют назад (сильный прогиб допустим только в том случае, если мяч оказался за головой), ноги свободно опущены, колени несколько согнуты, нога, одноименная бьющей руке, чуть выше над площадкой, чем другая (из-за приподнятости плеча).

В исходном положении для удара кисть может быть напряжена или расслаблена, что зависит от той задачи, которую решает игрок своим ударом. Прежде всего надо найти свободное, естественное положение пальцев. Чем сильней нужно пробить по мячу, тем расслабленней должна быть кисть. По мере же увеличения точности удара увеличивается и степень напряжения кисти .

Рассмотрим сказанное на примерах. После передачи для нападающего удара мяч оказался далеко от сетки. Сильно пробить такой мяч неудобно, нецелесообразно. Лучше произвести не очень сильный, но точный удар. Для этого игрок активнее отводит плечо бьющей руки назад, а удар выполняет в основном за счет вращения туловища вокруг вертикальной оси, стараясь придать движению кисти прямолинейное направление. Кисть напряжена, отведена пальцами вверх и при ударе как бы давит на мяч.

Движение туловища при этом примерно такое же, как у толкателя ядра. Такой удар чище всего применяют для того, чтобы мяч от блока ушел в ауг, а также при необходимости "закручивания" (или "срезки") мяча.

Другой пример. Мяч находится в не удобном для удара положении. В этом случае движения будут похожи на финальную фазу дейстний метателя копья, завершающего бросок так называемым хлыстом. Здесь волейболист активно сгибает туловище вокруг горизонтальной оси. В момент удара игрок как бы "повисает" на мяче. Причем повисать должна не только рука, а все тело: в удар вкладывается масса всего тела. Для этого кисть накрывает мяч, заканчивая хлыстообразное движение.

Во всех видах метания, как известно, особое значение имеет концовка. Это в полной мере относится и к нападающему удару в волейболе. Вот почему самый главный компонент нападающего удара-работа туловища. Только тот, кто способен сделать резкий рывок телом п конце удара, может сочетать силу удара с его точностью. Для спортсменов, владеющих концовкой удара, очень характерно резкое опускание головы в сочетании с движением ногами вперед. Бывают случаи, когда игрок касается сетки ногами. По правилам это, конечно, ошибка, но по технике - само совершенство, если это касание не делаемся нарочито, а является следствием энергичной работы туловища .

Теперь о так называемой работе кистью. Можно часто слышать суждения об игроках, у которых "работает кисть" или "не работает кисть", без каких-либо определенных рекомендаций. Обычно критерием хорошей "работы кистью" считается уже следствие удара: попал в площадку - "работает кисть", не попал - "кисть не работает. В чем же здесь дело?

Угол между направлением полета мяча от удара и поверхностью площадки зависит от перемещения кисти а лучезапястном суставе по горизонтальной оси. Чем больше кисть при ударе будет отведена назад, тем дальше полетит мяч и угол между направлением его полета и плоскостью площадки будет меньшим. И наоборот: чем больше кисть согнется вперед и накроет мяч, тем круче будет направление полета мяча, а угол между этим направлением и плоскостью площадки будет все больше приближаться к прямому. Отсюда можно сделать вывод, что направление полета мяча зависит от изменения положения кисти в лучезапястном суставе, от ее движений по горизонтальной оси. Однако игрок, не видя кисти в момент удара, не в состоянии почувствовать разницу в ее положении в пределах 10-20°. В то же время эти 20° при ударе на заднюю линию дадут существенную разницу. Поэтому "работа кисти", ее движение по горизонтальной оси приобретает ценность при близких к сетке передачах и сильных ударах или во всех других случаях, когда не требуется особой точности. Правда, с уменьшением силы удара ценность этого способа, его точность, повышается, а для игры выше блока "кистевой" удар считается главным, единственным целесообразным ударом .

В современном волейболе, когда все большее значение приобретает расширение сферы действий нападающих ударов, в том числе и при значительном удалении их от сетки, все чаще применяют движения кистью вокруг вертикальной оси ("переводы" кистью влево и вправо). Как правило, успешная игра в защите (при блоке и на задней линии) зависит от умения заранее правильно определить направление полета мяча после нападающего удара. Рассчитывать только на реакцию игрока - дело мало перспективное. Поэтому изучают многие компоненты действий нападающих, что позволяет предвидеть направления их действий. Вот здесь-то "работа кистью" вокруг вертикальной оси и дает особый эффект, так как с помощью этого движения можно изменить направление полета мяча совершенно неожиданно для игроков противника. Какого-либо особою исходного положения для различных нападающих ударов нет и не должно быть, так как оно могло бы преждевременно раскрыл, намерение нападающего.

Движение кисти вокруг вертикальной оси предпочтительней и для точности удара. Посмотрим на траекторию движения кисти нападающего при активном движении вокруг горизонтальной оси ("хлыст"). Она представляет собой часть окружности. Направление полета мяча от удара идет по касательной этой части окружности в зависимости от места удара. Таким образом, для того чтобы мяч попал в площадку, нужно коснуться его при ударе в строго определенном участке этой окружности. Выход касания за границы этого участка приводит к тому, что мяч или выйдет за пределы площадки, или попадет в сетку. Если же уменьшить активность вращения кисти вокруг горизонтальной оси и увеличить вокруг вертикальной, то появляется возможность прямолинейного движения кисти, отчего увеличивается точность удара .

Еще несколько слов о положении локтя. Во всех случаях, особенно когда мяч находится в неудобном для удара положении, нельзя локоть бьющей руки опускать ниже плечевого сустава, так как желание "накрыть" мяч приводит к движению руки в этом суставе и кисть по малой окружности опустит мяч в сетку. При поднятии локтя "накрывание" мяча совмещают с движением всего туловища вперед и мяч как бы "толкают" в нужном направлении.

Разобравшись в принципиальных положениях прямого нападающего удара, рассмотрим теперь его общую структуру. Игрок начинает движение правой ногой, делая маленький шаг. Скорость движений в этом шаге он регулирует в зависимости от высоты и удаленности мяча. Нужно строго соблюдать правило: "ждать" мяч или в начале движении или уже в воздухе, в прыжке. Остановка в промежутке между этими крайними положениями (первый шаг и прыжок) резко снижает качество прыжка или приводит к прыжку с места. Вторым шагом (левой ногой) игрок определяет направление разбега. Ногу выставляют так, чтобы в дальнейшем направление разбега уже не менялось. Третий шаг обеспечивает преодоление дистанции, оставшейся до места отталкивания. Трехшажный разбег самый рациональный. В игровой же обстановке встречаются и другие виды разбега (от одного шага до нескольких шагов бега). Чтобы добиться "рессорности", растянуть мышцы-разгибатели и заставить их с большим эффектом сократиться, игрок как бы "натыкается" на чуть согнутые в коленях ноги. Выполнив все эти движения, игрок в наивысшей точке своего прыжка встречается с мячом .

Признаком мастерства в нападающем ударе является умение игрока встречаться с мячом в трех фазах прыжка: в момент взлета, в верхней точке или при опускании. Но таким комплексом умений могут овладеть немногие. Однако, отдавая предпочтение какому-либо положению для удара, следует помнить, что постоянно применяемое одно и то же положение при встрече с мячом рано или поздно приведет к снижению эффективности удара.

Выполнив удар, игрок должен правильно приземлиться на согнутые в коленях ноги, иногда до глубокого приседа и даже касания руками о пол. Мягкое приземление предупреждает травмы коленных и голеностопных суставов. Кроме того, приземление на согнутые ноги способствует успешному выполнению любых последующих игровых приемов .

Кистевые удары используются на коротких и быстрых пасах. Быстрые пасы часто пасуются близко к сетке или даже на саму сетку, и в таких случаях использование кистевых ударов позволяет произвести атакующий удар, не задев при этом сетку. Рука вытянута вверх, кисть отведена назад, затем резко посылается вперед и накрывает мяч сверху и с соответсвующей стороны.

Скидки (Сбросы) используются нападающими, когда пас неудобен настолько, что обычные атакующие удары с неизбежностью попадут в блок. Можно эффективно скинуть в первую линию также, когда соперниками выстроен, к примеру, тройной блок, а оставшиеся игроки находятся глубоко на задней линии. Скидки используют также связующие c высокого и точного приема. Как правило, в этом участвует нападающий первого темпа, на которого прыгает блок, связующим с прыжка имитируется пас, и далее резко одной рукой направляется вниз .

По направлению полёта мяча нападающие удары подразделяются на удары по ходу (направление разбега игрока совпадает с направлением полёта мяча после удара) и удары с поворотом руки или поворотом туловища (направление полёта мяча не совпадает с направлением разбега).

По скорости полёта мяча после удара их делят на медленные (до 10 м/с), ускоренные (до 16 м/с) и скоростные (более 16 м - такой удар часто называют силовым).

При выполнении нападающих ударов на точность используют прямые ускоренные удары (кистевые).

Ускоренный нападающий удар

Структура подготовительной фазы удара (разбег, прыжок, замах) аналогична структуре скоростного удара. В ударном движении руку выносят вверх несколько согнутой в локте. Собственно удар осуществляют выпрямлением руки в локте одновременным хлестообразным движением кисти. После удара по мячу движение руки резко тормозится, она останавливается; сопровождающее движение минимально.

В игре точные и скоростные нападающие удары могут и не принести ожидаемого эффекта, так как соперник организует у сетки блок. Поэтому используют варианты борьбы против блока:

Удары мимо блока - прямой скоростной нападающий удар с поворотом туловища, прямой ускоренный с переводом рукой;

Удар выше блока - прямой ускоренный по ходу;

Обман выше блока - прямой медленный удар по ходу;

Обман мимо блока - прямой медленный удар с переводом руки;

Удары по блоку с отскоком в аут - прямой скоростной по ходу, боковой .

Нападающий удар с поворотом туловища

Удар выполняют в три этапа:

  • 1 этап - особенности подготовительных действий (разбег, прыжок, замах) таковы: при ударе с переводом вправо игрок оставляет мяч с правой стороны ударной зоны (он не долетает до игрока); ударная зона находится между сагиттальной плоскостью и вытянутой вперёд-вверх правой рукой; при выполнении удара с переводом влево мяч должен быть с левой стороны ударной зоны (игрок немного пропускает его);
  • 2 этап - поворот тела в воздухе вправо или влево;
  • 3 этап - выполнение нападающего удара по ходу в новом направлении, не совпадающем с продолжением направления разбега.

Нападающий удар с переводом рукой

Подготовительная фаза такая же, как и в ударе по ходу. В ударном движении при переводе вправо руку ведут по дуге влево-вперёд так, чтобы кисть ложилась на мяч с левой стороны. Одновременно кисть пронируют, большой палец правой руки опускают; правое плечо несколько поднимают, а левое опускают. После удара по мячу руку немного опускают, придавая направление полёту мяча.

В ударном движении при переводе влево от вертикальной оси рука движется по небольшой дуге вперёд-вправо так, чтобы кисть ложилась на мяч сверху и справа. Одновременно кисть супинируют, большой палец поднимают вверх. Вместе с движением руки левое плечо несколько выводят вперёд. После удара по мячу руку опускают вниз-вперёд .

Медленные удары (обманы)

При обманах выше блока используют прямой медленный удар по ходу. Все подготовительные действия выполняются как в обычном нападающем ударе. В ударном движении руку перемещают, как в ускоренном нападающем ударе: на вертикаль выносят несколько согнутой, локтем вперёд, удар по мячу осуществляют разгибанием в локте, дистальными фалангами пальцев, сложенными "рюмкой" (по образцу передачи сверху одной рукой).

При обманах мимо блока используют медленный нападающий удар с переводом руки вправо или влево .

техника тактика нападающий удар волейбол

Нападающий удар в волейболе подразумевает сильный удар по мячу в пол на стороне противника по ту сторону сетки. Вы ждете, когда связующий игрок подаст мяч около сетки, подходите к нему и идете в «атаку». Если мяч ударяется о землю прежде, чем другая команда отобьет его, то ваша команда зарабатывает очко. После изучения основ нападающего удара, практикуйте поочередные подходы и тренируйтесь для увеличения мощности ваших ударов.

Шаги

Часть 1

Основы нападающего удара

    Займите позицию. Правила волейбола гласят, что вы должны быть игроком переднего ряда, чтобы бросать мяч через сетку. Наиболее эффективно бросать мяч с правой или левой стороны под острым углом вниз. Выполняете ли вы нападающий удар мячом с левой или правой позиции, встаньте позади 3-метровой линии (линии атаки), она находится примерно в четырех шагах от сетки.

    • Если у вас длинные ноги или широкие шаги, встаньте чуть дальше.
    • Если вы правша, вы можете выполнять более мощный нападающий удар при подходе с левой стороны, и наоборот, если вы левша. Если вы высокого роста и можете прыгать выше, попробуйте начать ближе к середине.
  1. Следите за подающим. Игрок центральной позиции подаст мяч высоко в вашем направлении, изгибая его траекторию так, чтобы он упал рядом с сеткой в положение, удобное для нанесения нападающего удара в другую сторону. После подачи мяча вы начнете свой разбег.

    • Когда вы тренируетесь в нападающем ударе, лучше привлечь опытного подающего. Мяч должен подниматься и падать мягкой дугой рядом с сеткой, создавая для вас идеальную позицию, чтобы вы шли в атаку.
    • Поскольку вы тренируетесь с командой, вам нужно называть членов команды, чтобы дать им знать, что вы совершаете удар. Многие команды придумывают названия для каждой зоны, если они у вас есть, применяйте их.
  2. Примите правильное положение. Смотрите на мяч и согните колени, чтобы быть готовым к движению. Если вы правша, поставьте левую ногу позади правой. Если левша, то правую ногу позади левой.

    Сделайте первый шаг к мячу. Сделайте уверенный первый шаг левой ногой в направлении мяча. Если вы левша, сделайте наоборот.

    Сделайте второй мощный шаг. Шагните правой ногой, чтобы набрать скорость (если левша, это будет ваша левая нога). В то же время отведите руки назад позади себя, чтобы приготовиться к удару. Длина этого второго шага будет меняться в зависимости от положения мяча; если он дальше от вас, сделайте более короткий шаг; если дальше от вас, сделайте шаг длиннее.

    Выполните последний шаг, чтобы выровнять ноги. Снова шагните левой ногой (или правой, если вы левша) и в конце ваши плечи должны быть на ширине плеч, а колени согнуты. Руки должны быть отведены назад за собой.

    • Мах рукой очень важен, когда дело касается высоты прыжка. Своевременный мах поможет набрать импульс. Добейтесь совершенства по времени путем тренировки.
    • Убедитесь, что ваши ноги на ширине плеч, чтобы в конце не потерять равновесие.
    • Держите голову по направлению вверх, чтобы наблюдать за мячом, так как он летит на вас.
  3. Прыгните прямо перед тем, как мяч подлетит. Как только закончите последний шаг, поверните свое тело под углом 30 градусов к сетке, плечо ударной стороны при этом должно быть дальше от нее. Резко подпрыгните вверх и взмахните руками вперед, одновременно прыгая в воздух. Чем выше вы прыгнете, тем мощнее будет ваш удар.

    Поднимите свою руку для удара. Оказавшись на пиковой высоте во время прыжка, взмахните руками над головой. Потяните назад свой правый локоть (или левый, если вы левша) и согните его под углом в 90 градусов. Рука должна оказаться на уровне головы.

    Ударьте по мячу центральной частью своей руки. Держите ладонь наготове открытой, пальцы должны быть сомкнуты. Чтобы быстро переместить свою руку к мячу и создать контакт, вращайте рукой у плеча и рывком махните вперед предплечьем. Резко согните запястье вниз, чтобы придать верхнее вращение и направьте мяч вниз в поле противника.

    • Старайтесь ударить по мячу на пике прыжка, чтобы придать максимальную силу своему удару.
    • Опускайте руку «через» мяч рядом с туловищем. Это гарантирует, что на протяжении всего удара вы не потеряете импульс.
    • Касаться сетки запрещено правилами. После удара отведите руку назад к туловищу, чтобы избежать штрафного.
    • Будьте осторожны, не допустите, чтобы «пронести» или «задержать» мяч в руке даже на секунду, та как это не по правилам.
  4. Согните колени, когда ноги коснулись земли. Это поможет восстановить равновесие и избежать травмы голеностопного сустава.

    Вернитесь в исходное положение. Если команда противника отбила мяч, то вам нужно быть готовым для дальнейших действий. Отойдите от сетки и примите исходное положение. Все время глазами следите за мячом.

    Часть 2

    Наращивание мощи
    1. Тренируйтесь маневрировать ногами без мяча. Когда вы только учитесь выполнять нападающий удар, важно концентрироваться на работе ног. Тренируйтесь достаточно много, чтобы научиться подходу в волейболе настолько, чтобы выполнять его во сне. Помните, что надо начинать позади линии атаки и двигаться по направлению к воображаемому мячу. Сосредоточьтесь на освоении быстрого, мощного разбега.

      Как можно чаще практикуйте взмахи. Возьмите волейбольный мяч и тренируйтесь бить его об стену, снова и снова. Подбросьте его вверх в воздух или подайте себе, затем потренируйтесь в отведении назад и выполнении нападающего удара. Не забывайте резко сгибать предплечье вперед, наклоняя локоть и вращая им по направлению к мячу. Чем быстрее вы сможете сделать это, тем мощнее будет ваш нападающий удар.

      • Тренироваться самостоятельно неплохо, но будет полезным позаниматься и с партнером, который может подавать вам мяч, так, чтобы вы могли поработать полностью над своим разбегом, прыжком и взмахом.
      • Сосредоточьтесь на установлении плотного контакта с мячом, резком сгибании запястья и завершении удара.
    2. Увеличивайте высоту своего прыжка. Высота прыжка зависит от всего вашего разбега, а не только от финального шага. Убедитесь, что вы энергично приближаетесь к мячу, чтобы начать собирать импульс. Энергично взмахните руками назад, когда сгибаете колени. При прыжке все ваше тело должно двигаться одним махом вверх, приводя вас в лучшее из возможных положений для осуществления нападающего удара.

      • Тренируйтесь прыгать как можно выше, и на пике прыжка каждый раз наносите нападающий удар.
      • Попробуйте поработать с тренажером для нападающих ударов. Это устройство, которое держит мяч на высоте, заставляя вас прыгнуть достаточно высоко, чтобы ударить его на пике прыжка и выбить из устройства.
    3. Концентрируйтесь на расчете времени. Если точно знать, когда бить по мячу, это действительно повлияет на мощность вашего удара. Вам нужно рассчитать по времени свой разбег так, чтобы вы могли войти в контакт с мячом в его «самой выгодной» позиции, положении, где ваша рука может ударить по нему вниз, пока вы еще на пике прыжка. Умение рассчитать время – одно из основных умений для освоения; только после усердных тренировок вы сможете дoстичь максимальной силы удара.

      • Чтобы научиться рассчитывать время, полезно тренироваться с хорошим подающим. Работайте с кем-нибудь, кто может подавать мяч высоко и в правильное для вас положение, в котором вы сможете ударить его в верхней точке вашего прыжка.
      • Когда вы делает разбег к мячу для удара, следите за ним глазами. Если вы ударите по нему кончиками пальцев или слишком низкой частью руки, знайте, что вы потеряли время.
    4. Всегда завершайте удар до конца. Завершение очень важно для мощного удара, поскольку без него, вы вынуждены прервать импульс своей руки, прежде чем она получила возможность на самом деле ударить мяч на полной скорости. Ключевым является завершить удар не касаясь сетки. Согните свой локоть при завершении удара, так, чтобы вы могли держать руку ближе к телу, вместо того чтобы коснуться сетки.

      Выполняйте силовые упражнения. Серьезные волейболисты выполняют специальные упражнения, чтобы накачать икроножные мышцы, брюшной пресс, мышцы-вращатели плеча и другие мышцы, которые участвуют в мощном прыжке в воздух. Занимайтесь с тренером, чтобы начать тренировки, которые помогут вам выше прыгать. Вот несколько упражнений для пробы:

      Часть 3

      Выполнение атаки

      Поработайте над углом своего удара. Удар будет более мощным и эффективным, когда вы бьете по мячу под острым углом вниз. Вам нужно, чтобы он ударился об землю как можно быстрее, так, чтобы противник не успел его отбить. Как только овладеете правильной формой удара, тренируйтесь в ударах под острым углом.

    5. Научитесь видеть блокирующих игроков. Блокеры – это игроки команды противника, чья задача блокировать ваш удар от пересечения сетки. Независимо от того, насколько мощно вы наносите удар по мячу, но если вы направили его прямо в блокера, то, скорее всего, вы не заработаете очко для своей команды. Важно следить за мячом, но вы должны научиться и высматривать блокеров краем своего глаза так, чтобы избежать их возле сетки.

      • Лучший способ тренироваться замечать блокеров – тренироваться с игроками противника. Во время тренировки нападающего удара пусть они блокируют ваши атаки.
      • Правильно направляя удары за пределами досягаемости блокеров, вы сможете их избежать.
      • Не забывайте резко согнуть запястье при завершении удара так, чтобы мяч получил верхнее вращение; благодаря этому блокерам будет сложнее успешно блокировать мяч.
    6. Разработайте стратегию с членами команды. Многие волейбольные команды используют кодовые слова, особенную расстановку и другие стратегии для того, чтобы ввести в заблуждение противников. Приложить усилия, чтобы отвлечь или запутать противника перед нападающим ударом будет отличным способом освободить дыру на другой стороне, так, чтобы вы смогли заработать очко. Почитайте соответствующие статьи о стратегии в волейболе и что нужно сделать, чтобы выиграть противника с сухим счетом.

      • Чтобы мяч шел вниз, ему нужно придать верхнее вращение, а для этого вы должны щелкнуть запястьем в момент удара. Тренируйте удары мячом об стену, при этом щелкая вперед запястьем.
      • Крикните «Мой» или «Открыт», прежде чем двигаться к мячу. Это даст знак членам вашей команды, что вы берете мяч и поможет предотвратить столкновения.
      • Если у вас не получается бить по мячу вниз, выполняйте упражнения для усовершенствования вертикального прыжка, так, чтобы вы смогли подпрыгивать достаточно высоко, чтобы «достать до верхушки» мяча.
      • Один из наиболее используемых разбегов для удара: левая, правая, левая, прыжок, удар! Не забывайте думать о ритме своих шагов, поскольку это помогает вам ознакомиться с разбегом.
      • Существует много разных типов разбегов; и тот, которому учит вас тренер, может отличаться от описанного выше.
      • Когда вы подпрыгиваете для удара, прыгайте к сетке, а не прямо вверх. Это намного увеличит мощность вашего удара. Зависит от того, сможете ли вы оттянуть прыжок и правильно рассчитать время.
      • Если вы являетесь центральным игроком и располагаетесь близко к сетке (называется «Б» или «2» в некоторых командах), вам нужно будет начинать разбег еще до подачи мяча.
      • Не всегда следует наносить нападающий удар во время атаки. Хорошо поставленный изящный бросок (укороченный удар в незащищенную часть поля), взмах (легкое прикосновение, чтобы ударить мячом в блок противника и направить к земле), или подача-выстрел (длинная ровная подача на незащищенную часть площадки) может застать ваших противников врасплох и принести вам очко.

      Предупреждения

      • Имейте ввиду, что в организованном соревновательном волейболе существует множество правил, устанавливающих кто и как может наносить нападающий удар.
      • Для предотвращения серьезных травм всегда растягивайтесь перед выполнением интенсивных физических нагрузок.
      • Не допускайте, чтобы ваша рука во время удара прошла над сеткой – это ошибка.
      • Не допускайте, чтобы нога переступала линию сетки, иначе противник заработает очко.

В игре в волейбол используются прямой, боковой нападающие удары и удары с поворотом кисти и туловища.

Рисунок 7 Прямой нападающий удар

5.2.

Нападающие удары - это самый эффективный способ атакующих действий команды. Выполняются эти технические приемы в прыжке с разбега у сетки. Несмотря на внешнюю, кажущуюся, простоту игры, техника волейбола очень сложна. Эта сложность в первую очередь объясняется тем, что все технические приемы игры выполняются при кратковременном соприкосновении рук и мяча.

5.3. Техника

Техника нападающего удара включает в себя четыре фазы: разбег, прыжок, собственно нападающий удар и приземление.

Прямой нападающий удар характеризуется сочетанием сложных по координации движений. Подготовка к выполнению прямого нападающего удара осуществляется за счет ускоренной ходьбы, переходящей в бег. Ритм разбега существенно зависит от скорости и траектории передачи мяча для выполнения нападающего удара. Длина разбега составляет 2 3 шага и скачок. В скачке стопа вынесенной вперед ноги ставится на пятку (стопорящий шаг), вторая нога приставляется к первой, выпрямленные руки отводятся назад. Отталкивание от опоры начинают с махового движения руками по дуге сзади вперед вверх еще до активного разгибания ног. В волейболе прыжок вверх, как правило, максимально высокий, поэтому игрок должен оттолкнуться как можно сильнее. Одновременно со взлетом игрок выполняет замах бьющей рукой вверх назад, прогибается в груди и пояснице, ноги слегка сгибает в коленных суставах, правое плечо (если правая рука ударная) отводит назад, левую руку, незначительно сгибая в локтевом суставе, отводит вверх в сторону. В момент удара по мячу бьющая рука выпрямляется в локтевом суставе, растянутые при замахе мышцы живота, груди и руки резко сокращаются. Рука выпрямляется, кисть накладывается на мяч в расслабленном состоянии, удар выполняется в определенном направлений. После удара по мячу игрок приземляется на согнутые в коленных суставах ноги и на переднюю часть стоп.

5.4. Ошибки

Типичными причинами ошибок при обучении технике нападающего удара являются:

а) недостатки в развитии физических качеств (ловкости, быстроты, силы);

б) обучающийся неправильно представляет движение в техническом приеме;

в) неверно ощущает мышечные восприятия;

г) нет анатомических предпосылок для изучения того или иного приема;

д) нет систематичности, в результате чего двигательный навык не стабилизируется;

Подводящие упражнения

1. Прыжок вверх толчком двух ног. Обязателен вертикальный взлет. То же с поворотом на 90, 180 и 360.

2. Прыжок вверх толчком двух ног с разбега в один, два, три шага. В последнем шаге впереди правая нога, левая к ней приставляется.

3. Броски теннисного мяча через сетку в прыжке с разбега, выполняя движения нападающего удара.

4. Подбрасывание мяча на различную высоту (в том числе очень высоко) и удар по мячу над головой стоя на месте и в прыжке.

5. Нападающий удар через сетку по подброшенному мячу.

Нападающий удар с передачи.

Упражнения по технике

1. Нападающий удар по ходу из зоны №4 с высокой передачи из зоны №3.

в зону №3 мяч направляется из зоны №4,6,5.

2. Нападающий удар по ходу из зоны 2 с высокой передачи из зоны 3 в зону 2 мяч направляется из зон 2, 6, 1.

3. Нападающий удар из зон 4,3 и 2 со средней по высоте передач.

4. Нападающий удар из зон 4, 3, и 2 с высоких и удаленных от сетки передач.

5. Нападающий удар с переводом вправо из зоны 2 с высокой передачи из зоны 3.

6.Чередование нападающих ударов из зоны 4 с высоких передач из зоны 3; прямой по ходу, с переводом вправо, на точность, рукой.

7. То же из зон 2 и 3, но нападающие удары выполняются со средних и низких передач.

8. Чередование нападающих ударов различными способами с различных по высоте передач.