Международно-правовое управление рыболовством в арктике. Рыбный промысел в арктике Как предотвратить нерегулируемое рыболовство в арктике? эксперты высказали своё мнение на международной конференции рсмд «арктика: регион развития и сотрудничества»

Девять государств и Европейский Союз договорились о запрете коммерческой ловли рыбы на огромных площадях центрального Северного Ледовитого океана на протяжении следующих 16 лет.



Арктика переживает драматическое таяние ледового покрова за последние несколько лет. Этот процесс открывает ранее недоступные площади моря для коммерческого вылова. Новое историческое соглашение направлено на защиту местной морской жизни, которая не была бы под угрозой, если бы не “старания” человечества по ускорению глобального потепления. Пакт должен дать ученым время, чтобы лучше понять, как может повлиять рыболовство на новые открытые территории моря в Арктике.

В этом году минимум ледового покрытия в Арктике был на восьмом месте за всю историю наблюдений. Минимум 2017 года - на 610 тысяч квадратных миль меньше, чем средний показатель 1981-2010 годов. Арктический регион нагревается вдвое быстрее , чем в среднем все другие регионы.

Поскольку нагревается, и океан расширяется, все больше и больше рыбы мигрирует в эти новые воды без льда. Конечно, рыболовная промышленность уже приготовилась, почуяв новые возможности для заработка.

“В прошлом, когда обнаруживались новые популяции рыбы,” говорит Род Фуджита, директор отдела исследований океанической программы Фонда экологической защиты, “они сразу же разрабатывались, а часто и чрезмерно эксплуатировались.”

Очень похвально, что это крайне важное соглашение было достигнуто несмотря на растущее напряжение в американско-российских отношениях и скептицизм Белого Дома по поводу человеческого фактора в глобальном потеплении. Мораторий на вылов подписали Канада, Россия, Соединенные Штаты, Европейский Союз, Япония, Исландия, Дания и Южная Корея. Площадь, на которой запрещен вылов рыбы, покрывает 2,8 миллиона кв. км, что почти равно площади Средиземного моря.

Научное общество оказывало давление на политиков на протяжении многих лет, чтобы те начали что-то делать для предотвращения потенциальной экологической катастрофы. Ранее, в 1980-ых, чрезмерный вылов в недавно открытых водах Берингова пролива между Россией и США привел к уничтожению миллионов тонн минтая. В 1990-ых годах произошел крах популяции минтая, и с тех пор она не возобновилась.

“Нет больше площадей в открытом море, где мы бы решили сначала изучить ситуацию, а потом предпринимать действия,” говорит Скотт Хайлимен, вице-президент по программам сбережения видов в организиции Ocean Conservancy в Вашингтоне.

“Это прекрасный пример того, как надо применять принцип предосторожности на практике.”

Кроме бана на рыболовство в центральном Северном Ледовитом океане, страны, подписавшие его, также договорились финансировать общую научную программу по мониторингу и обнаружению морских видов в этом регионе.

Однако, каждый такой пакт будет эффективным только если его будут уважать участники. Мы еще увидим, будут ли страны это делать. В другом случае, это будет

Вячеслав ЗИЛАНОВ, Председатель Координационного совета «Севрыба»

24-46 февраля в столице Гренландии Нуук проходит совещание пяти приарктических государств по проблемам рыболовства в центральной части Северного Ледовитого океана. Чем вызвано такое внезапное внимание к рыбному промыслу в Арктике? И что собственно представляет собой арктическое рыболовство?

Арктика – это широкое понятие. На сегодняшний день большинство исследователей и политиков считают южной границей Арктики Северный полярный круг. В этом районе находится пять государств, у которых 200-мильная исключительная экономическая зона выходит непосредственно в арктические моря и Северный Ледовитый океан. Это Норвегия, Дания, Канада, США и Россия.

Однако за пределами 200-мильных экономических зон в центральной части Северного Ледовитого океана образовался открытый район, или, как можно сказать по аналогии с Охотским, Беринговым или Баренцевым морями, громадный анклав. Это самый большой в мире анклав, окруженный экономзонами пяти приактических государств. Его площадь составляет 2,8 млн. кв. км, для сравнения – это две площади Баренцева моря.

Рыболовство в Северном Ледовитом океане и прилегающих морях интенсивно осуществляется только в Северо-Западной Арктике – в Баренцевом, Гренландском морях и северной части Норвежского моря. Объем вылова всех приарктических государств в этих районах составляет около 1,5 млн. тонн, из них 1 млн. тонн осваивает российский рыболовный флот, базирующийся на Северном бассейне и частично в Калининграде.

Казалось бы, причин для беспокойства о ближайшем будущем открытой части арктических вод пока нет. Но по данным ученых, в результате потепления в Арктике центральная часть Северного Ледовитого океана освобождается ото льда почти на 40%. В связи с потеплением в Баренцевом море наблюдаются интенсивные миграции большинства промысловых рыб в северном и северо-восточном направлении. Например, исследования Полярного научно-исследовательского института показали, что палтус – один из желаемых объектов промысла – уже вышел к северной части Новой Земли, а на севере Шпицбергена он давно попадается рыбакам. Аналогичным образом мигрируют треска и другие виды морских рыб.

Кроме того, в этой зоне обитают виды арктического происхождения. Это сайка, или, как ее называют, полярная тресочка, и в определенной степени мойва. Есть основания предполагать, что в освободившихся ото льда районах центральной части Северного Ледовитого океана ряд государств, не граничащих с арктическими морями, может начать исследования и рыбный промысел. Такие намерения вызывают беспокойство пяти приактических держав, поскольку рыбные запасы являются трансграничными. В связи с этим необходимо заблаговременно, до начала нерегулируемого промысла в Арктике, разработать механизм договоренностей или соглашение, которое бы регулировало управление запасами и не давало возможности вести неконтролируемый лов. И совещание в Нууке – один из этапов выработки этого соглашения.

В свое время рыбаки Северного бассейна высказались за то, чтобы такое соглашение было разработано и как можно скорее подписано всеми пятью странами региона Арктики. В его основу должны быть положены широкие научные исследования всех приарктических государств по единой программе с общим финансированием. Только на основании научных данных можно будет принимать решение о целесообразности или запрете промысла в полярных водах.

Нужно учитывать, что освобождаются ото льда и 200-мильные экономические зоны приактических государств. Это особенно актуально для России, ведь у нас самая большая ИЭЗ в Арктике, которая охватывает Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское моря. Регулярный промысел, как я уже говорил, осуществляется только в Баренцевом море, но мы не вели широких исследований в других акваториях.

Поэтому сейчас на первый план выходит задача обновления научно-исследовательского флота, в частности ПИНРО и дальневосточных институтов, с тем чтобы разработать единую программу по изучению состава ихтиофауны в этих морях. Не исключено, что там будут обнаружены промысловые запасы, которые могут стать дополнительной сырьевой базой для российского рыболовного флота. Безусловно, это должны быть комплексные исследования, которые бы охватывали не только выявление сырьевых ресурсов, но и их рациональное использование, а также выработку из них той продукции, которая бы пользовалась повышенным спросом, прежде всего, на внутреннем рынке.

На мой взгляд, руководству Росрыболовства и других организаций, которые работают в Арктике, в частности Русского географического общества, необходимо уделить этим вопросам как можно больше внимания, чтобы мы оказались здесь на передовых позициях. По некоторым сведениям, целый ряд государств, начиная с Норвегии, сейчас строит научно-исследовательский флот ледового класса, предназначенный для использования как раз в арктических водах. Так что впереди нас ждет сложный диалог по Арктике и серьезный вызов нашему арктическому рыболовству, но без масштабного обновления научного потенциала России достойно ответить на него будет очень тяжело.

Вячеслав Зиланов , председатель Координационного совета ассоциаций, объединений и предприятий рыбной промышленности Северного бассейна (КС «Севрыба»)

15.12.2013

Мягкая сила в Арктике: контроль рыболовства в циркумполярной зоне

Получив письмо от фонда PEW о предотвращении нерегулируемого рыболовства в международных водах Северного Ледовитого океана, я обратился к Ирине Бобырь за разрешением разместить информацию на сайте журнала «Арктика и Север». C её разрешения мною публикуется полный текст этого сообщения.

""Юрий Федорович, добрый день!
Вашему вниманию предлагаем информацию от фонда Pew"


Как предотвратить нерегулируемое рыболовство в Арктике? Эксперты высказали своё мнение на международной конференции РСМД «Арктика: регион развития и сотрудничества»

4 декабря 2013 г. (Москва) - На конференции «Арктика: регион развития и сотрудничества» Фонд Pew вместе с представителями Государственного департамента США представили решение для предотвращения неконтролируемого рыболовства в международных водах Северного Ледовитого океана (СЛО), т.е. в анклаве, расположенном за пределами исключительных экономических зон приарктических государств. Предлагаемое решение - заключить международное соглашение, которое позволило бы контролировать рыболовство в этом арктическом анклаве. Предложение было единодушно поддержано экспертами - участниками конференции РСМД.

Изменение климата приводит к тому, что с каждым годом ледовое покрытие СЛО сокращается. Международные воды центральной части СЛО по площади составляют около 2,8 млн. кв км. Когда-то они были одним из самых нетронутых уголков планеты, поскольку их защищали многолетние морские льды, и по этой же причине там не было необходимости в каком бы то ни было регулировании рыболовства. В последние же годы эти воды стали освобождаться летом ото льда почти на 40%, и особенно в районе, расположенном к северу от Берингова пролива и непосредственно примыкающем к арктическим морским границам России и США.

Поскольку в настоящее время для этого района открытого моря нет никакого международного правового механизма, контролирующего коммерческое рыболовство, в освобождающемся ото льда анклаве в любое время могут начать добычу суда самых различных стран мира. Объектом добычи здесь может стать небольшая арктическая треска, основным пищевым звеном в арктической цепочке питания – ресурсом, который поддерживает обитающих в Арктике тюленей, а значит и белых медведей. Запасы арктической трески или сайки не изучены, и случайный чрезмерный вылов может привести к подрыву всей хрупкой арктической экосистемы.

В будущем также велика вероятность распространения других видов рыб в освободившееся ото льдов водное пространство, а за ними - рыболовецких траулеров. «Это вполне естественный процесс, когда происходит смещения районов коммерческого рыболовства вслед за миграцией рыбы, мы можем наблюдать это на примере Баренцева моря», говорит Вячеслав Зиланов, председатель координационного совета ассоциаций, объединений рыбной промышленности Северного бассейна.

В этой связи на конференции обсуждался актуальный вопрос позиции арктических государств по вопросу о заключении Международного арктического соглашения по рыболовству – введению добровольного моратория на добычу в открытом море до получения необходимых научных данных о запасах водных биологических ресурсов. Обсуждение велось в рамках секции «Проблемы регулирования рыболовства в Арктическом регионе»

«Арктическим странам важно подписать соглашение, которое бы регулировало рыболовство в центральных водах Арктики, поскольку их интересы непосредственно касаются этого региона», подчеркнул Скот Халлейман, руководитель Международной Арктической программы американского фонда Pew.

Как заявил Альфред Якобсон, исполнительный директор Инуитского приполярного совета (Гренландия): «Политическая ситуации сейчас благоприятная. Канада и Гренландия уже выступили с инициативой и готовы поддержать соглашение. Добавлю, Дания сделает все, чтобы в этом регионе исключить риск неконтролируемого лова. Замечу, принцип датских рыболовов основывается на сохранение и репродукции морских ресурсов на основании общих потребностей граждан. Призываем страны арктической пятерки принять Международное арктическое соглашение по рыболовству в Арктике. Пришло время его создать». «Промедление с принятием договора будет стоить дороже, чем его подписание» - Дэвид Болтон, посол, заместитель помощника Государственного секретаря США по вопросам океанов и рыболовства.

Также экспертами обсуждался вопрос о необходимости мер по изучению и сохранению запасов биологических ресурсов Северного Ледовитого океана (СЛО) в условиях изменения климата и сокращения льдов.

«Соглашение о добровольном моратории необходимо еще для того, чтобы отказаться от коммерческой добычи рыбы до тех, пока не будет выяснены данные об экосистеме СЛО, поскольку в этом районе еще не велись никакие научные работы, и Арктика по-прежнему остается загадкой», сказал Скот Хайлимен, руководитель Международной Арктической программы американского фонда Pew.

Обсуждение проекта соглашения было начато пятью приарктическими государствами (Россией, США, Канадой, Норвегией и Данией от имени Гренландии) весной 2013 года и будет продолжено в Гренландии в феврале 2014 г.

Информация о Pew

Благотворительный фонд PEW – это одна из крупнейших научных экологических правозащитных организаций. Фонд насчитывает более чем 500 сотрудников, которые работают в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, а так же в Европе, в районе Индийского океана и Западной части Тихого океана. Проекты по сохранению океанов, направлены на поддержание биологической целостности морских экосистем: создание условий по сдерживанию чрезмерной эксплуатации океанов и предотвращению разрушения их морской среды обитания - http://oceansnorth.org/

Контакты для связи: Ирина Бобырь, внешний пресс-офис Pew, агентство Коммуникатор.

Юрий Лукин: вопросы и предварительные комментарии по регулированию рыболовства в «международных водах СЛО»

Прежде всего, хочу искренне поблагодарить внешний пресс-офис The Pew Charitable Trusts, крупнейшего благотворительного фонда США (Филадельфия). С глубоким уважением отношусь к деятельности фонда, стимулирующего гражданскую активность, применяющего аналитический подход, силу знания для решения наиболее сложных проблем, включая экологические проблемы Мирового океана.

В связи с обсуждаемыми предложениями о сохранении биологических ресурсов Северного Ледовитого океана хотелось бы уточнить некоторые детали. И самое главное, понять суть ответов на два основных вопроса.

1. Отвечает ли сегодня предлагаемый контроль за рыболовством в центральной циркумполярной акватории СЛО национальным интересам России, учитывая, что наше государство готовит к представлению в Комиссию ОНН по границам континентального шельфа вторую заявку в 2014 году? В свою очередь, Канада и Дания уже подали в конце 2013 года такие заявки, претендуя на континентальный шельф за пределами своих исключительных экономических зон. Ранее, ещё в 2009 году, были удовлетворены претензии Норвегии на 235 тысяч квадратных километров континентального шельфа.

2. Является ли всё это очередным инструментом мягкой силы, которую всё активнее использует дипломатия США в своей арктической политике, не только и не сколько для сохранения окружающей среды, но с целью интернационализации арктического пространства? И главное, что здесь заставляет сомневаться в искренности благих намерений, это тот факт, что США до сих пор не ратифицировали Конвенцию ООН по морскому праву – United Nations Convention on the Law of the Sea (UNCLOS).

Возникает вполне понятное желание выслушать мнение юристов по международному морскому праву и уточнить вопрос о концептуально-правовом определении «международных вод Северного Ледовитого океана», его корреляции с понятием «континентального шельфа». По мнению уважаемого неправительственного фонда и Госдепартамента США «международные вводы СЛО» – это анклав, расположенный за пределами исключительных экономических зон (ИЭЗ) приарктических государств. Однако за пределами ИЭЗ может быть ещё и континентальный арктический шельф. Как быть с претензиями Дании, Канады, России на северный полюс в этих международных водах, их заявками в Комиссию ООН по границам континентального шельфа? Какие возможности и риски (угрозы) возникают для России при этом?

United Nations Convention on the Law of the Sea (UNCLOS), принятая в 1982 году, как известно, определяет правовой̆ статус обозначенных в ней̆ морских пространств (территориальное море, прилежащая зона, открытое море, континентальный̆ шельф), их пределы (границы) в целях установления их юридического режима. Национальные интересы Дании, Канады, России, Норвегии реализуются в настоящее время на вполне легитимной̆ основе международного морского права. Кроме США, которые, как известно, не ратифицировали UNCLOS. На внутренние воды, территориальное море и воздушное пространство над ними распространяется суверенитет и юрисдикция прибрежного государства.

Другая часть морских пространств имеет международный статус, правовой̆ режим которых устанавливается международным правом. Любое приарктическое государство (Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция) на основе действующего международного права может претендовать на двухсотмильную исключительную экономическую зону моря. Всё остальное – международные воды. За важным исключением: если будет однозначно доказано, что континентальный̆ шельф тянется дальше исключительной экономической зоны.

Рис.1. Международные воды Арктики.
URL: http://img.rg.ru/pril/article/ 73/12/92/vodi_ arktiki-600.jpg

Все приарктические страны де-факто установили свои исключительные экономические зоны. Давайте посмотрим на картах, схемах о какой циркумполярной акватории СЛО идёт речь и кто претендует на эти пространства с позиций действующей Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

Рис. 2. Алексей Иванов (Институт земной коры СО РАН, Иркутск). Снова об арктическом шельфе. URL: http://www.e-reading.by/bookreader.php/136209/Troickiii_Variant_2009_%2342_%2824-11-2009%29.html Государства Арктического региона, распространение их 200-мильных зон и потенциальные зоны за пределами 200 миль, на которые могут претендовать эти государства. Красным жирным цветом выделены спорные регионы между Канадой, Данией и Россией. Схема взята с сайта Исследовательского центра международных границ Даремского университета (IBRU, Durham University).

В пределах исключительной̆ экономической̆ зоны прибрежному государству предоставляются суверенные права в отношении разведки, разработки и сохранения естественных ресурсов, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих водах, и управления ими, а также в отношении других видов деятельности в целях экономической̆ разведки и разработки зоны, таких как производство энергии путём использования воды, течения и ветра.

«Главное яблоко раздора» - геополитического передела Арктики в настоящее время представляет континентальный̆ шельф, морское дно. Если Комиссия ООН по границам континентального шельфа удовлетворит заявку, которую готовит сейчас Россия, то наша страна, как и другие приарктических государства, будет иметь право добывать нефть, газ и другие ресурсы за пределами исключительной экономической зоны.

Рис.3. Каминский В.Д. Глубинное строение центрального Арктического бассейна (в связи с обоснованием внешней границы континентального шельфа РФ и оценкой углеводородных ресурсов). 8 июня 2010 г. URL: http://www.ocean.ru/index2.php?option=com_docman&task=doc_view&gid=274&Itemid=78 (дата обращения: 10.12.2013).

В Арктический совет в настоящее время входит 20 государств мира, в том числе 8 членов и 12 наблюдателей. Фактически вполне можно говорить о реальном существовании Арктической G20, включающей страны с различным статусом в Арктическом совете при принятии решений по Арктике. Все эти страны - США, Норвегия, Германия, Китай, Индия, Япония и другие будут иметь возможность ловить рыбу в циркумполярной акватории т.н. «международных вод», разделенных на континентальные шельфы Дании, Канады, России. Что касается США, то его претензии будут легитимными, если это государство ратифицирует Конвенцию ООН по морскому праву и оформит соответствующую заявку в Комиссию ООН по границам континентального шельфа. И вот тут наступает некий момент истины. Конвенцию ООН по морскому праву – United Nations Convention on the Law of the Sea (UNCLOS) США не ратифицировали. А зачем? Может для США с их исключительностью международные законы вообще не писаны. Сила есть, зачем право в Арктике? А вот регулированием рыболовства озаботились: представители Государственного департамента США поддержали предложение экспертов - участников конференции РСМД. Фактически это ещё один шаг, не первый и не последний, по пути «интернационализации» Арктики. Интернационализация в международном праве – признание режима общего международного пользования, что, конечно же, ограничивает национальные права приарктических стран, в том числе Канады, России, Дании, Норвегии.

Ещё об одной характерной детали декларации о принятии Международного арктического соглашения по рыболовству в Арктике. Как говорят у нас, в России, пока ещё «делится шкура неубитого медведя». Говорится о том, что «в освобождающемся ото льда анклаве в любое время могут начать добычу суда самых различных стран мира». Но это всего лишь один из возможных прогнозов изменения климата в Арктике и он не наступит завтра. «Объектом добычи здесь может стать небольшая арктическая треска…». Опять же может стать ? «В будущем также велика вероятность распространения других видов рыб…». «Запасы арктической трески или сайки не изучены »…

Так может действительно сначала принять проект и определить конкретные шаги (дорожную карту) по: 1) изучению запасов биологических ресурсов СЛО в условиях изменения климата (как потепления, так и похолодания); 2) разработке и обсуждения международного правового механизма, контролирующего коммерческое рыболовство с учетом действующей UNCLOS (1982); 3) принятию и общественному обсуждению вариантов Международного арктического соглашения по рыболовству – введению добровольного моратория на добычу в открытом море до получения необходимых научных данных о запасах водных биологических ресурсов. Однако этот мораторий не может являться прерогативой только арктической пятерки. Его должна поддержать хотя бы декларативно вся Арктическая G20. Иначе проблема не будет решена в полном объеме и в интересах реальной защиты арктической окружающей среды. В проведении такого рода исследований и дискуссий, как мне думается, свою значимую, очень важную роль может сыграть The Pew Charitable Trusts.

Имеет также смысл подождать несколько лет решения Комиссии ООН по границам континентального шельфа после подачи и удовлетворения заявок Дании, Канады и России. А США ратифицировать UNCLOS (1982).

Что касается России, то было бы логично уточнить также позиции Министерства иностранных дел РФ, Министерства природных ресурсов и экологии РФ по обсуждаемым проблемам, их видение защиты национальных интересов России в условиях интернационализации арктического пространства. «Кемскую волость» мы уже дарили и не одну.

Для России очень важно в настоящее время решить супер актуальнейшую экологическую задачу - выполнить в полном объёме программу генеральной очистки Российской Арктики от мусора предшествующих лет. В условиях очередной заморозки Госпрограммы по социально-экономическому развитию АЗРФ, варианты которой безуспешно разрабатываются с 2009-2010 гг., это одна из немногих сегодня реально выполнимых задач. И наконец, принять в 2014 году многострадальный федеральный закон об Арктической зоне Российской Федерации, проект которого прошёл в 2012-2013 гг. общественную экспертизу и получил хорошие отзывы. Это в наших силах, а то как бы получается, что у нас вообще-то и границ Российской Арктики (АЗРФ) не существует. Какие уж тут национальные интересы в условиях интернационализации, если мы сами так подставляемся, затягивая до бесконечности решение перезревших давно вопросов пo границам Российской Арктики.

В качестве заключения необходимо ещё раз подчеркнуть, что проблемы регулирования рыболовства в циркумполярной зоне акватории Северного Ледовитого океана несомненно являются актуальными и требуют своего решения, внимания как неправительственных общественных организаций и фондов, широкой общественности, так и всех государств, де-факто входящих в Арктическую G20 в рамках Арктического Совета. Это 8 стран, членов Арктического Совета - Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция + ещё 12 стран, имеющих статус наблюдателей: Великобритания, Германия, Франция, Польша, Италия, Испания, Нидерланды, Китай, Индия, Сингапур, Южная Корея, Япония. Если здесь ограничиться только государствами, входящими в т.н. арктическую пятерку А5 (Дания, Канада, Норвегия, Россия, США), то будут ли в будущем все принимаемые решения и соглашения по СЛО соблюдаться, обеспечат ли они стабильность в арктическом регионе, снижение уровня конфликтности?

В Арктике, СЛО при возникновении конфликтных ситуаций для их разрешения обязательно необходим системный пакетный подход . В свете всего изложенного, включая проблемы определения принадлежности континентального шельфа той или иной приарктической стране, вопросы природопользования, контроля рыболовства, сохранения арктических биологических ресурсов сегодня и для будущих поколений землян и др .

Лукин Ю.Ф., д.и.н., профессор,
главный редактор журнала «Арктика и Север»

Камиль Бекяшев, заслуженный деятель наук, д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой МГЮА им. О.Е. Кутафина, вице-президент Ассоциации международного морского права.

Рыбохозяйственное значение арктических морей для России

Арктические моря Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Бофорта и Баффина для российского рыбного хозяйства пока не имеют большого значения. В 2011 г. российские рыбаки выловили в арктических морях более 40 тыс. тонн трески, пикши, сайки полярной, а также осетров. Эти виды добыты в устьях Енисея, Лены, Оби, в Карском море и море Лаптевых 1 .

Международных соглашений Российской Федерации о регулировании рыболовства в арктических морях нет. Россия является участником Комиссии по рыболовству в северо-восточной части Атлантического океана (НЕАФК), которая регулирует рыболовство в незначительной части Северного Ледовитого океана (8% от общей площади Северного Ледовитого океана).

Арктика относится к самым уязвимым регионам мира. Когда мы говорим о повышении средней глобальной температуры на 2 градуса, то для Арктики это означает 5 градусов, а в некоторых местах – до 10. Быстрое таяние льдов может привести к тому, что к концу столетия белые медведи окажутся в очень тяжелом положении и большая часть животных погибнет. С другой стороны, образуется значительная площадь водной глади, в которой будут обитать ценные виды промысловых рыб.

В частности, в настоящее время отчетливо определяется центральная часть Северного Ледовитого океана, расположенная за пределами исключительных экономических зон пяти приарктических государств: России, США, Канады, Норвегии и Дании (в отношении Гренландии), которая является с точки зрения международного морского права открытым морем, с вытекающими последствиями. Площадь этого района составляет примерно 2,8 млн км 2 , что равняется площади Средиземного моря.

Как отмечает Е.А. Шамрай, десять лет назад промысел трески практически заканчивался на 78-м градусе северной широты. Но за последние несколько лет его граница сдвинулась далеко за Шпицберген. Например, в последние годы в августе треска, палтус и мойва распределяются вплоть до 82-го градуса северной широты, возможно и севернее. В свое время даже экспедиции полярников не доходили до этого района километров 400. А сейчас там можно ловить рыбу. Это значит, что часть рыбных запасов, которые традиционно обитали в исключительных экономических зонах России и Норвегии, становятся доступными для других стран 2 .

Ряд норвежских ученых полагает, что мойва, сельдь и морской окунь могут мигрировать в Северном Ледовитом океане в поисках пищи, поскольку это пелагические виды, свободно перемещающиеся в водной толще. Если рыба мигрирует в международные воды, считают они, ситуация меняется, поскольку к ней могут проявить интерес новые международные игроки, не располагающие доступом к подобным ресурсам в других местах 3 .

Специалисты-ихтиологи полагают, что свободно мигрировать собственно в Северный Ледовитый океан могут только виды, свободно перемещающиеся в арктических водных массах на протяжении всей жизни или какой-то ее части, – например, мойва и морской окунь 4 .

Из-за тяжелых ледовых условий Северный Ледовитый океан – один из самых малоизученных морских районов. Сегодня, когда в летний период поверхность его в значительной мере освобождается ото льда, изучать его физические, химические и биологические условия становится легче. Видовой состав фито- и зоопланктона имеет критическое значение для миграции пелагических видов, поэтому изучение его изменений облегчит задачу по фиксации возможной кормовой миграции в этот район.

Рыболовная политика РФ в Арктике

Арктика – регион геополитических интересов Российской Федерации. Природоресурсный и экономический потенциалы этого региона играют важную роль в развитии национальной экономики и устойчивом развитии регионов Российской Федерации, расположенных в этой зоне.

Арктическая зона Российской Федерации определена решением Государственной комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики от 22 апреля 1989 г. В частности, в арктическую зону включены земли и острова, расположенные в российском секторе Арктики, а также внутренние морские воды, территориальное море, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации.

Правовой режим использования живых морских ресурсов Арктической зоны Российской Федерации определен в федеральных законах: об исключительной экономической зоне 1998 г., о внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне 1998 г., о континентальном шельфе 1995 г. Основные принципы арктической политики в области рыболовства обозначены: в Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 г. 5 , Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу 6 , Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года 7 .

Все эти документы утверждены президентами Российской Федерации, что подчеркивает их значимость в решении проблем обеспечения присутствия Российской Федерации в этом стратегически важном районе.

Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 г. содержит раздел «Арктическое региональное направление». Основу национальной морской политики на данном направлении составляет создание условий для деятельности российского флота (в том числе рыбопромыслового) в Баренцевом, Белом и в арктических морях. Доктрина призвана решать долгосрочную задачу, связанную с исследованием и использованием Арктики с ориентацией на развитие экспортных отраслей хозяйства, созданием промыслового, научно-исследовательского и других специализированных флотов.

Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу объявили в числе стратегических приоритетов развитие ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации за счет использования перспективных технологий. В Основах предусмотрено освоение водных биоресурсов в арктических условиях, в том числе в покрытых льдом районах.

Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года направлена на реализацию суверенитета и национальных интересов Российской Федерации в Арктике, в том числе и в области рыболовства. В частности, предусмотрены меры по сохранению и развитию ресурсного потенциала рыбного хозяйства и реализация мероприятий по техническому перевооружению и вводу в эксплуатацию новых мощностей по глубокой переработке водных биоресурсов и развитию морских биотехнологий, а также эффективности использования основных промысловых видов водных биологических ресурсов и вовлечение в промысел новых объектов. Особо отметим то положение Стратегии, в котором предусматриваются меры по предотвращению и пресечению незаконной добычи и оборота водных биоресурсов.

Стратегию предполагается реализовать в два этапа, причем на обоих этапах предусматриваются меры, направленные на рациональное использование ресурсов и сохранение природной среды арктической зоны, основанные на ее систематическом комплексном научном исследовании.

Законодательство и документы о стратегии России в арктической зоне не затрагивают вопросов промысла водных биоресурсов в анклаве Северного Ледовитого океана. Вне сомнения, этот пробел в арктической политике России в скором времени будет ликвидирован.

О необходимости международно-правового управления рыболовством в анклаве Северного Ледовитого океана

Ряд зарубежных (С. Хайлиман, Т. Тейлор – Канада) и российских (И. Меленчук, В.К. Зиланов) 8 ученых считают, что нерегулируемое рыболовство в центральной части Северного Ледовитого океана может привести к большой нагрузке на экосистему. Изъятие рыбы, являющейся кормовым объектом или каким-либо другим компонентом экосистемы, может оказать воздействие на другие группы видов: морских млекопитающих и птиц. В отсутствие необходимых научных знаний и мониторинга даже сравнительно небольшой коммерческий промысел может привести к непреднамеренному перелову добываемых видов и подорвать экономическую целостность экосистемы. Это обстоятельство может иметь важные негативные последствия для населения Арктики, ее коренных жителей, которым для обеспечения их жизненных нужд необходимы различные морские биологические ресурсы: рыба, морские млекопитающие и морские птицы.

По мнению ученых, нерегулируемое рыболовство в центральной части Арктического бассейна может также создать сложную политическую ситуацию. В интересах прибрежных арктических государств, особенно Канады, России и США – стран, расположенных ближе всего к новым потенциальным районам, ограничение (и может быть, запрещение) промысла экспедиционными рыболовными судами различных государств в центральной части Северного Ледовитого океана крайне необходимо. Для этих целей указанные выше авторы предлагают разработать и заключить международное соглашение. По их мнению, основными блоками такого соглашения могут быть: первоначальное сохранение статус-кво и прекращение промысла в Северном Ледовитом океане за пределами национальных юрисдикций пяти прибрежных арктических государств; создание программы исследований и мониторинга; согласованное открытие рыбных промыслов в будущем, если страны-участницы придут к общему мнению, что все положения о научных исследованиях, управлении и осуществлении контроля выполнены и может быть обеспечен устойчивый промысел.

Ситуация, складывающаяся в центральной части Северного Ледовитого океана, является предметом обсуждения международными организациями, конференциями и коллективами ученых.

Основы международного сотрудничества в Арктике заложены в Илулиссатской декларации, принятой 29 мая 2008 г. В ней отмечается, что пять прибрежных арктических стран должны играть ведущую роль в охране морской среды и ее ресурсов. Эти страны должны тесно сотрудничать друг с другом и другими заинтересованными странами. Сотрудничество включает сбор научных данных относительно континентального шельфа, сохранение морской окружающей среды и ее живых ресурсов и других научных тем.

Арктический совет, созданный 19 сентября 1996 г., призван рассматривать и координировать программы по мониторингу и оценке, сохранению арктической флоры и фауны, охране морской окружающей среды Арктики. К рассматриваемой проблеме соответствующее отношение имеют многие декларации, принятые в рамках Арктического совета, в частности Оттавская (1996 г.), Барровская (2000 г.), Инарийская (2002 г.), Рейкьявикская (2004 г.), Салехардская (2006 г.), Тромсе (2009 г.), Нуукская (2011 г.).

29 марта 2010 г. в пригороде Оттавы – Челси – состоялась вторая министерская встреча прибрежных арктических государств: Дании, Канады, Норвегии, России и США. На встрече обсуждалась ситуация в районе Северного Ледовитого океана и в Арктике в целом в свете новых возможностей и новых вызовов, возникающих в связи с изменением климата и развитием технологии. При обсуждении проблематики освоения природных ресурсов Северного Ледовитого океана упор был сделан на необходимости соблюдения баланса между экономическими и экологическими интересами, а также недопущении ограничения естественных конкурентных преимуществ государств под искусственными предлогами. Хотя крупномасштабное коммерческое рыболовство в Северном Ледовитом океане не является делом ближайшего будущего, участники переговоров обсудили необходимость дальнейшего научного изучения состояния и природы рыбных запасов и их экосистем для того, чтобы оценить намечающиеся тенденции и их последствия. «В настоящее время уже существует примерная и всеобъемлющая юридическая база, относящаяся к Северному Ледовитому океану, и у прибрежных арктических государств есть уникальный интерес и роль, которую они должны играть в нынешних и будущих усилиях по сохранению и управлению рыбными запасами в этом регионе», – резюмировали участники заседания.

Новое будущее для Российской Арктики

Всемирный фонд дикой природы (WWF) выполняет комплексный проект «Новое будущее для российской Арктики» (A New Future for the Russian Arctic), который состоит из пяти направлений.

Первое направление – информационная работа, публикация изданий, работа со СМИ и общественностью. Его цель – показать, что Арктике нужна помощь, для чего нужна как адаптация к новым условиям, так и снижение выбросов парниковых газов на всей планете. Без резкого снижения выбросов к середине века Арктике придется очень тяжело.

Цель второго направления – минимизация негативного воздействия судоходства в Арктике. Ожидается, что интенсивность судоходства в морях российской Арктики будет расти в связи с таянием льдов, и необходимо принять правовые меры, предупреждающие и предотвращающие негативное воздействие этих процессов. Основными направлениями деятельности будет содействие разработке и принятию федерального закона о предотвращении нефтяного загрязнения морей Российской Федерации, а также принятие специальных мер по судоходству в Арктике Международной морской организацией. Кроме того, важно, чтобы требования российского законодательства соответствовали этим мерам.

Третье направление – устранение угроз, вызываемых добычей нефти и газа, как сегодняшних, так и будущих, которые могут угрожать Арктике, если ее бездумно «использовать».

Четвертое направление – рыболовство в арктических морях. Это особо хрупкие экосистемы, и к ним должен быть особый подход. Российская Арктика, включая Баренцево и Берингово моря, является важнейшим районом для отечественного и мирового рыболовства. Здесь обитает одно из последних, еще сохранившихся крупных стад баренцевоморской трески и самый многочисленный вид тресковых – минтай. Помимо минтая другие виды рыб тоже хорошо известны покупателям: пикша, сайда, навага, путассу и сайка.

Основное направление деятельности – внедрение принципов ответственного рыболовства, направленного на долгосрочное сохранение здоровых и продуктивных морских экосистем.

И пятое – самое большое направление деятельности – забота об особо охраняемых природных территориях: создание и поддержка системы особо охраняемых природных территорий; сохранение редких и исчезающих видов; экологическое образование и просвещение населения.

Наиболее активным государством, выступающим за создание международно-правового режима рыболовства в анклаве Северного Ледовитого океана, являются Соединенные Штаты Америки.

Арктическая политика США

Арктическая политика США в целом и в отношении анклава Северного Ледовитого океана определена в Законе № 110-243 «Совместная резолюция о даче Соединенными Штатами Америки указания об инициировании дискуссий на международном уровне и принятии совместно с иными государствами мер, направленных на подготовку международного договора об управлении запасами мигрирующих рыб и трансграничными рыбными запасами в Северном Ледовитом океане», который принят конгрессом на его 110-й сессии 3 июня 2008г. 9

В названии данного закона отражена его цель: инициирование США дискуссий на международном уровне и принятие совместно с соответствующими органами мер, направленных на подготовку международного договора об управлении запасами мигрирующих рыб и трансграничными рыбными запасами в Северном Ледовитом океане.

В этом законе отмечается, что уменьшение ряда ценных с коммерческой точки зрения рыбных запасов свидетельствует о необходимости принятия государствами мер, направленных на сохранение рыбных запасов и разработку механизмов управления, позволяющих обеспечить устойчивое рыболовство.

В законе обращается внимание на то, что глобальное изменение климатического режима может привести к росту температуры воды и, как следствие, появлению новых устойчивых ареалов, пригодных для обитания, в районах, климатические условия которых ранее были слишком суровыми для выживания определенных видов рыб, например, в Северном Ледовитом океане.

Как отмечается в п. 7 этого закона, в будущем расширение ареалов обитания и миграции рыбных ресурсов в пределах Северного Ледовитого океана, а также наличие возможности для стоянки судов и навигации в Северном Ледовитом океане может привести к возникновению благоприятных условий для начала и развития в указанном регионе коммерческого рыболовства.

В п. 5 закона констатируется, что имеют место факты осуществления коммерческого рыболовства в некоторых регионах Северного Ледовитого океана, включая Баренцево море, Карское море, море Бофорта, Чукотское море и Гренландское море, и учитывая наличие у ученых ограниченного количества данных относительно текущей и предполагаемой плотности популяции рыб, а также распределения областей их обитания в регионе Северного Ледовитого океана, необходимо учредить режим международного регулирования.

В законе указывается на то, что коренные национальные меньшинства различных государств, проживающие на побережье Северного Ледовитого океана, занимаются рыбным промыслом в ограниченном и небольшим объеме, и им в целях выживания должен быть предоставлен доступ к данному промыслу и обеспечена его устойчивость.

Далее в законе отмечается, что управление рыболовством в целях достижения его устойчивости требует осуществления всех видов рыболовства с учетом установленных и научно обоснованных лимитов вылова, периодической отчетности о результатах вылова, наличия справедливой системы предоставления доступа и распределения, а также эффективной системы мониторинга и возможности принуждения к выполнению обязательств.

США считают, что запасы мигрирующих рыб перемещаются через национальные границы и границы исключительных экономических зон государств, занимающихся рыбным промыслом, а также по открытому морю, в результате чего обеспечение устойчивого рыболовства в отношении указанных видов требует создания системы управления, основанной на международной координации действий и сотрудничества.

Применительно к анклаву Северного Ледовитого океана в Законе №110-243 от 3 июня 2008 г. указано следующее:

— в будущем коммерческое рыболовство в Северном Ледовитом океане и действия по управлению им должны осуществляться в рамках международной программы, предусмотренной международными договорами либо разработанной региональными организациями по управлению рыболовством. Указанная программа должна быть разработана до того момента, когда коммерческое рыболовство будет распространено в районах открытого моря;

— США должны инициировать на международном уровне обсуждение и принятие совместно с иными арктическими государствами шагов по согласованию договора или договоров по управлению мигрирующими рыбными запасами и трансграничными рыбными запасами Северного Ледовитого океана, а также по созданию новой международной организации или организаций по управлению рыболовством в указанном регионе;

— договор или договоры должны соответствовать требованиям Соглашения ООН о трансграничных рыбных запасах и запасах далеко мигрирующих видов 1995 г. и содержать, помимо прочего, механизмы определения лимита вылова и прилова, распределения территории (участков) промысла, механизмы наблюдения, мониторинга, сбора данных, отчетности, возможность принуждения к выполнению обязательств, а также иные элементы, необходимые для обеспечения поддержания рыбных запасов Северного Ледовитого океана;

— до вступления в силу договора или договоров и введения в действие мер, соответствующих Соглашению 1995 г. относительно рыбных запасов, США обязаны поддерживать усилия, предпринимаемые международным сообществом, в целях предотвращения распространения коммерческого рыболовства на территории открытой части Северного Ледовитого океана.

Таким образом, официальная позиция США по вопросу международно-правового управления рыболовством в анклаве Северного Ледовитого океана заключается в следующем:

1) изменение климата и быстрое таяние льдов может привести к изменению условий и ареалов обитания рыб;

2) должен быть обеспечен доступ коренному населению к любому району рыболовства в Северном Ледовитом океане;

3) управление рыболовством в Северном Ледовитом океане требует разработки и заключения международного договора и создания новой международной организации по управлению рыболовством;

4) США законодательно одобрили основные положения международного договора относительно рыболовства в центральной части Северного Ледовитого океана;

5) до вступления международного договора в силу должен быть установлен мораторий на промысел биоресурсов в открытой части Северного Ледовитого океана.

Как показали последние события, США четко придерживаются на переговорах положений Закона №110-243 от 3 июня 2008 г.

Проблема международно-правового управления рыболовством в центральной части Северного Ледовитого океана в течение ряда лет обсуждается на сессиях российско-американского Межправительственного консультативного комитета по рыбному хозяйству (далее – МКК). Так, на 22-й сессии в сентябре 2011 г. американская сторона отметила, что, несмотря на то, что в центральной части Северного Ледовитого океана промысла пока нет, потепление в этом регионе происходит быстрее, чем в других частях планеты, что позволяет предположить, что распространение некоторых промысловых видов рыб в более северные районы будет увеличиваться. США обращают внимание на то, что не существует международного соглашения по регулированию рыболовства в открытой части Северного Ледовитого океана и рыболовные суда могут начать промысел в этом районе при отсутствии соответствующей системы управления. США хотели бы избежать ситуации, которая в советское время сложилась в центральной части Северного Ледовитого океана.

США и Россия имеют общие интересы в этом районе. В соответствии с этим США предложили совместно с Россией разработать проект соглашения и представить его трем другим прибрежным государствам для обсуждения. Принятие такого многостороннего соглашения предотвратит ведение нерегулируемого промысла третьими странами. Соглашение, разработанное прибрежными государствами, будет призывать государства, находящиеся за пределами региона, которые потенциально могут вести промысел в центральной части этого океана, такие как Республика Корея, Япония, КНР, а также ЕС присоединятся к нему. Соглашение будет предусматривать ответственность стран-участниц за несанкционированное ведение рыболовства 10 .

На 23-й сессии МКК в 2012 г. стороны обсудили предложенный США проект соглашения. США напомнили, что цель соглашения – избежать повторения ситуации, в которую попали обе стороны в связи с коллапсом запасов минтая в Алеутском бассейне центральной части Берингова моря. По этой причине США предложили отложить коммерческий промысел в открытой части Северного Ледовитого океана, пока не будет соответствующего научного понимания, каким образом осуществлять там промысел, и пока не будет установлен многосторонний механизм такого управления, США предложили проводить совместные исследования в этой области.

Позиция России

Российская делегация заявила, что она придает весьма важное значение вопросу регулирования рыболовства в открытой части Северного Ледовитого океана и разделяет стремление американской стороны избежать ситуации неконтролируемого коммерческого промысла в этом районе со стороны третьих (не приарктических) государств. Однако на данном этапе, в силу ряда соображений, российская сторона не может в полной мере поддержать американский проект и стать его соавтором.

На этой сессии было заявлено, что развернутый комментарий российской стороны к предложениям США будет представлен позже.

Российская сторона поддержала предложение американской стороны о созыве встречи представителей пяти приарктических государств для обсуждения вопросов управления живыми морскими ресурсами Арктики и готова принять деятельное участие в такой встрече 11 .

Ученые многих стран озабочены сложившейся ситуацией относительно управления ресурсами Северного Ледовитого океана. Отчетливо наметился вакуум в международно-правовом статусе Северного Ледовитого океана.

Более 2 тыс. ученых из 67 стран обратились с открытым письмом к международному сообществу с требованием защитить Северный Ледовитый океан, запретив коммерческое рыболовство до тех пор, пока исследования и регламентирование не гарантируют сохранения этой хрупкой природной экосистемы.

Ученые рекомендуют: а) достичь договоренности о предосторожном подходе к управлению рыболовством в открытых регионах Арктики; б) начать с нулевого уровня добычи и придерживаться его до тех пор, пока не будут проведены необходимые исследования по оценке воздействия рыболовства на экосистему центральной части Северного Ледовитого океана; в) установить надежную систему управления, мониторинга и правоприменения до того, как будет начат промысел.

Таяние льдов, достигшее рекордных показателей в 2007-2011 гг., разожгло аппетиты не только газо- и нефтедобывающих, но и рыболовецких компаний, привлеченных перспективой девственных природных ресурсов и отсутствия международного регулирования в Арктике. «Научное сообщество на данный момент не располагает достаточными биологическими данными, чтобы оценить присутствие, изобилие, структуру, передвижения и состояние рыбных запасов и их роль в расширенной экосистеме Северного Ледовитого океана», – пишут ученые в этом письме.

Авторы обращения призывают ввести мораторий на коммерческое рыболовство в регионе до тех пор, пока не будет проанализировано воздействие вылова рыбы на местную экосистему и население, чье существование зависит от этих ресурсов. Они требуют также, чтобы правительства пяти приарктических стран – Канады, Дании, США, Норвегии и России – выработали международное соглашение, основанное на результатах научных исследований и принципе осторожности.

Пока истинные объемы рыбных ресурсов региона неизвестны. Но, как отмечает Луи Фортье, научный директор Arctic Net – исследовательской программы в Университете Лаваля в Квебек-Сити, с постепенным исчезновением льдов биологическая производительность экосистем повысится, приведя к росту популяции рыб, особенно на севере Берингова пролива и востоке Баренцева моря. «Существует опасность переноса в Арктику практики чрезмерного вылова рыбы, которая привела к сверхэксплуатации некоторых крупных видов и стала причиной нарушения равновесия в морских экосистемах, – отметил Фортье. – В случае с Северным полюсом ситуация будет еще более разрушительной, так как местные рыбные ресурсы увеличиваются медленно: низкие температуры затрудняют процесс воспроизводства».

Как полагают А.И. Глубоков и М.К. Глубоковский, в связи с потеплением климата ряд районов Северного Ледовитого океана, находящихся за пределами исключительных экономических зон прибрежных стран, стал в летний период освобождаться ото льда, в том числе такие районы появились за зонами США, Канады и России в водах западной части американского побережья. Потепление климата вызвало распространение в промысловых количествах некоторых гидробионтов в Чукотское, Карское и другие моря, в которых ранее рыболовство не было развито. Потепление вызывает также рост биорассы некоторых запасов ценных промысловых рыб, например трески. Это в свою очередь обостряет конкуренцию за доступ к водным биоресурсам Арктики как в рамках многосторонних, так и двусторонних соглашений. Все эти природные явления, указывают А.И. Глубоков и М.К. Глубоковский, ставят в повестку дня несколько вопросов, а именно: а) о международном регулировании рыболовства в арктических морях, в которых раньше промысел не велся; б) о результате механизма международного регулирования рыбохозяйственной деятельности в открытом море Северного Ледовитого океана; в) о допуске третьих (неарктических) стран к промыслу за пределами исключительных экономических зон приарктических государств 12 .

К настоящему времени нам известен один проект такого международно-правового документа. В частности, Государственный департамент США в октябре 2011 г. распространил проект Соглашения о рыболовстве в открытом море в центральной части Северного Ледовитого океана. Данный проект состоит из 9 статей.

Целью Соглашения является обеспечение проведения малого рыболовства на участке открытого моря в центральной части Северного Ледовитого океана только лишь в соответствии с принципами одной или более региональной или субрегиональной организации или договоренности, которая может быть создана или установлена в конкретных целях для управления таким рыболовством согласно современным международным стандартам.

Статья 4 проекта содержит перечень обязательств сторон. Стороны Соглашения будут давать разрешение своим рыболовным судам на ведение промысла в зоне Соглашения и только лишь в соответствии с принципами одной или более региональных организаций или договоренности, которая может быть создана или установлена в конкретных целях управления таким рыболовством.

Стороны учредят совместную программу научных исследований с целью улучшения понимания ими экосистемы района применения Соглашения и, в частности, с целью определения возможности существования в зоне Соглашения в настоящем или в будущем рыбных запасов, которые могли бы добываться на устойчивой основе в рамках промышленного лова, а также возможного воздействия такого промысла на экосистему.

Принципиальной является ст. 5 проекта, в которой предполагается определить условия участия третьих стран в рыболовстве в центральной части Северного Ледовитого океана.

Участники Соглашения будут поощрять страны за принятие мер к своим судам в отношении выполнения требований Соглашения.

Участники Соглашения должны принимать меры, отвечающие нормам международного права, направленные на то, чтобы не позволить судам, имеющим право плавать под флагами третьих стран, не участвующих в Соглашении, осуществлять деятельность, которая подрывала бы эффективность выполнения положений Соглашения.

Свобода открытого моря

По своему правовому статусу центральная часть Северного Ледовитого океана является открытым морем, и, следовательно, управление рыболовством в ней должно осуществляться на основе Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (далее – Конвенция 1982 г.) и других международно-правовых актов. Согласно ст. 87 Конвенции 1982 г. открытое море открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Однако свобода открытого моря, в том числе свобода рыболовства, осуществляется в соответствии с условиями, определяемыми этой Конвенцией и другими нормами международного права. Эти нормы должны быть закреплены в специальной конвенции, которую условно можно назвать как «Конвенция по сохранению живых морских ресурсов центральной части Северного Ледовитого океана».

По нашему мнению, ключевыми положениями данной Конвенции могли бы быть следующие положения.

  1. Все государства, как прибрежные, так и не имеющие выхода к этому району, обязаны воздерживаться от любой деятельности, касающейся промышленной добычи живых морских ресурсов до момента, когда Комиссия (см. далее) на основе научных исследований вынесет рекомендацию о возможностях промысла в конкретных районах центральной части Северного Ледовитого океана.
  2. Все государства сотрудничают друг с другом в сохранении живых ресурсов и управлении ими в центральной части Северного Ледовитого океана и обязаны быть участниками Конвенции.
  3. Все государства должны проводить морские научные исследования или принимать участие в их проведении в указанном районе и передавать результаты таких исследований Комиссии для анализа и опубликования.
  4. Государства – участники Конвенции учреждают Комиссию по сохранению и управлению живыми морскими ресурсами открытой части Северного Ледовитого океана и координации морских научных исследований. Все решения Комиссии по существу принимаются консенсусом.
  5. Только государства – участники Конвенции будут иметь в дальнейшем права на доступ к промысловым ресурсам.
  6. Комиссия будет:

— согласовывать стандарты сбора, сообщения, проверки данных о живых морских ресурсах;

— поощрять проведение научной оценки запасов;

— механизмом сотрудничества для эффективного мониторинга, контроля, наблюдения и обеспечения выполнения;

— обеспечивать всестороннее сотрудничество государств, национальных учреждений и предприятий по изучению морской среды и ее живых морских ресурсов.

  1. При определении характера и объема участия для новых членов Комиссии или участия их в Конвенции должны быть приняты во внимание, в частности, соответствующие интересы таких государств в сохранении живых морских ресурсов; соответствующий вклад новых и уже имеющихся членов или участников в сохранение запасов и управление ими, а также в их изучении, оценке и мониторинге; потребности прибрежных государств, чья экономика в значительной степени зависит от эксплуатации живых морских ресурсов; нужды прибрежных рыболовных общин (компаний), которые зависят главным образом от промысла соответствующих запасов.
  2. Государства, не являющиеся по каким-либо причинам членами Комиссии или участниками Конвенции и не дающие своего согласия быть таковыми, не освобождаются от обязанности сотрудничать с Комиссией и другими государствами в сохранении соответствующих ресурсов и проведении научных исследований.

Такое государство обязано не разрешать судам, плавающим под его флагом, заниматься промышленным рыболовством и строго соблюдать меры по сохранению и управлению, введенные Комиссией.

Выводы

Полагаю, вполне можно присоединиться к мнению С. Хайлимана (США) в том, что приарктические государства должны взять на себя роль лидеров в решении сложных задач, связанных с рыбными ресурсами в центральной Арктике. Разрешение этого потенциального спорного вопроса до того, как он превратится в конфликт за ресурсы, позволит арктическим государствам осуществить необходимые природоохранные меры в отношении Северного Ледовитого океана в условиях изменения климата. И абсолютно прав С. Хайлиман в том, что «если арктические государства не возьмут на себя эту ведущую роль, то вакуум заполнят другие заинтересованные стороны, такие как Евросоюз и неприбрежные государства» 13 .

  1. См. подробнее: Российская Арктика: на пороге катастрофы. М., 1996, с. 93-101.
  2. См.: Михайлов А. В море без правил. Промысел в освободившихся от арктических льдов районах пока не имеет правового и научного обоснования//Российская газета, 2013, 23 января.
  3. См.: Лоэнг Х., Йосетер Х., Ингвальдсен Р. Северный Ледовитый – без рыбного промысла? // mvestnik.ru.,14.03.2013.
  4. См.: Там же, с. 2.
  5. См.: www.kremlin.ru
  6. См.: Российская газета, 2009, 27 марта.
  7. См.: www.goverment.ru
  8. См.: Хайлиман С., Тейлор Т. Международное соглашение о сохранении рыбных промыслов в центральной части Северного Ледовитого океана и управлении ими// Рыбные ресурсы, 2011, № 2, с. 14-17; Зиланов В.К. Новые вызовы арктическому рыболовству. В сб. «Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды, сохранения и рационального управления биологическими ресурсами в Северном Ледовитом океане». М., 2012, с. 44-45.
  9. http:/beta.congress/gov/bill/110-th congress/senate-joint-resolotion/17/text
  10. См.: Протокол 22-й сессии российско-американского Межправительственного консультативного комитета (МКК) по рыбному хозяйству, 5-9 сентября 2011 г., с. 4 (материал находится в архиве УМС Росрыболовства).
  11. См.: Протокол 23-й сессии российско-американского Межправительственного консультативного комитета (МКК) по рыбному хозяйства, 5-9 сентября 2012 г., с. 7 (материал находится в архиве УМС Росрыболовства).
  12. См. подробнее: Глубоков А.И., Глубоковский М.К. Международно-правовое регулирование рыболовства в арктических морях. В кн.: Арктика: зона мира и сотрудничества. М., 2011, с.103.
  13. Хайлиман С. Предотвращение нерегулируемого рыболовства в районе открытого моря в центральной части Северного Ледовитого океана. В сб.: «Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды, сохранения и рационального правления биологическими ресурсами в Северном Ледовитом океане». М., 2012, с. 37.

Главным очагом рыбного промысла в Арктике является наше Баренцово море. Рыбные промыслы на Мурмане существуют уже много веков, и еще семьсот лет назад здесь ловили рыбу новгородцы и норвежцы.

В последние годы перед империалистической войной русские капиталисты добывали в северных морях до 30 тысяч тонн разной рыбы в год. Норвежские же рыбаки вылавливали в Баренцовом море не менее 600 тысяч тонн разной рыбы ежегодно, т. е. в двадцать раз больше , чем русские.

В Баренцовом море ловится больше всего треска, пикша и сайда. Эти рыбы бывают весом от 2 до 20 кг. Треску ловят промышленники-поморы или «ярусом» или на «поддев».

Ярус - это длинный линь (веревка), от 5 до 10 км, в который через каждые два метра «вплеснуты» короткие «концы» тонкой бечевки, так называемые «оростяги», с рыболовными крючками, на которые насаживают «наживку» - маленьких рыбок, служащих приманкой для трески.

Ярус «выметывается» в море и ставится на якорях на глубине двухсот и более метров. Концы яруса поддерживаются на поверхности воды на деревянных буйках-поплавках. Ярус обычно держат в воде часов шесть, а затем его начинают «выбирать» в лодку, постепенно снимая с крючков пойманную рыбу.


Ловля рыбы ярусом.

За один улов с яруса снимают иногда до 10 тонн рыбы. Работа с ярусом очень утомительна и тяжела. Рыбак должен «выметать» в море ярус длиною в несколько километров, на котором бывает до десяти тысяч крючков. Нужно «выметать» ярус так, чтобы крючки не задевали друг за друга и чтоб каждая из «оростяг» висела в воде отдельно. И эту работу нужно делать в то время, когда лодка ежесекундно подбрасывается волнами.

Но еще труднее вынимать ярус из воды. Мокрый ярус скользит в pyках, руки коченеют от холодного ветра, и в это же время приходится снимать рыбу с крючков и аккуратно складывать «ярус» на дно лодки так, чтобы он не перепутался.

Кроме ловли «ярусом», треску «промышляют» также и на «поддев». Этот способ ловли производится так: рыбак, сидя в лодке, спускает («травит») в воду длинную бечевку с грузом. На концы бечевки посажен крючок, а недалеко от него подвешена «приманка» - блестящая металлическая пластинка. Время от времени рыбак быстро дергает бечевку вверх и, если почувствует, что на крючок попала рыба, вытаскивает добычу в лодку. При ловле на «поддев» рыба, увидав в воде блестящую пластинку, принимает ее за маленькую рыбку, бросается за ней и задевает за крючок, который впивается ей в бок или другое место.

Конечно, лов на «поддев» - уже отживающий способ рыбной ловли, и он более или менее пригоден там, где рыба водится в изобилии. Кроме того, лов рыбы на поддев является хищническим способом При таком способе ловли много рыбы калечится крючками, раненая рыба уходит в море и умирает.

В настоящее время рыбу ловят, главным образом, при помощи тралов. «Траловый» лов заключается в том, что траулер (специально приспособленное паровое судно) выпускает за корму в море особый пловучий невод - трал. Трал похож на большой мешок, привязанный на толстом канате. Трал тащится по морскому дну вслед за тихо идущим пароходом. Когда с парохода замечают, что буксир трала сильно натянутся, траулер останавливают, подтягивают трал к борту и поднимают его из воды на палубу. Затем открывают «мотню», заднюю часть трала, и вываливают из трала рыбу и все, что в него попалось.


Если в траловой сети ячейки мелкие, то траловый лов надо считать хищническим, потому что в сеть вместе с полномерной (взрослой) рыбой попадается и «малек». Это, конечно, ведет к уменьшению прироста рыбы и, следовательно, к упадку промысла.

После лова, возвратившись на берег, рыбаки принимаются за разделку рыбы. Треску потрошат - «пластуют», разрезая ее вдоль, вынимают печень, или «максу», из которой вытапливают «рыбий жир».

После этого треску, необмытую и окровавленную, укладывают или под навесы, или прямо на судно, принимающее треску, рядами - один поперек другого - и посыпают солью. Частники-рыбаки экономят соль, что ведет к тому, что малопросоленная треска скоро тухнет и начинает сильно вонять. Кроме солки, треску сушат и вялят на солнце, подвешивая ее на длинных жердях. Кроме трески, в арктических морях (в Баренцовом, Белом и Норвежском) водится в большом количестве сельдь . Сельдь - это «золото» арктических морей. В некоторые годы особенно много сельди появляется около Мурманского берега, откуда она огромными массами идет в Белое море. Но пока сельдяной промысел в советских северных морях развит сравнительно слабо. Норвежцы ловят сельдь в большом количестве около Лофотенских островов.

В арктических морях, преимущественно в Баренцовом море, водится также иного акул , которых привлекает сюда обилие рыбы. Акулий промысел в Баренцовом море существует давно, но в очень незначительных размерах.

В Баренцовом море водятся очень крупные акулы - до шести метров длины. Летом акулы держатся довольно далеко от берега, но осенью, при наступлении бурь и темной норы, акулы приближаются к берегу. Акулы чрезвычайно прожорливы и смелы. Страшные зубы, тупое рыле и мертвые «рыбьи» глаза акул наводят страх даже на промышленников.

Акул ловят на крючки, на которые насаживают как приманку куски жареного тюленьего сала. Акула, привлекаемая запахом жареного сала, хватает приманку и проглатывает кусок вместе с крючком.

Обычно у нас вынимают из акул только печень (максу, или воюксу), из которой вытапливают рыбий жир, самую же тушу акулы бросают обратно в море. Это, конечно, не рационально. Мясо акулы вполне съедобно. Норвежцы приготовляют из акульевого мяса консервы, а часть мяса идет на «гуано» для удобрения полей. Из акульей кожи выделывается хорошая «шагрень».

Акулий промысел, поставленный рационально, может давать значительный доход. В настоящее время в Норвегии, Японии и в Америке промысел акулы развит в больших размерах, причем промышленники используют целиком всю акулу - кожу, мясо и жир. В Норвегии акулье мясо солят и коптят и вывозят в большом количестве в Германию. Норвежцы промышляют акул преимущественно о водах нашего Баренцова моря.


Рыба водится не только около Мурманского берега Баренцова моря, но и в восточной части Баренцова моря, около Канина полуострова, в Печорском районе и вообще на всем протяжении Ненецкого берега, от реки Индиги до Югорского Шара. Около Канина ловится преимущественно навага , а в устьях реки Печоры и в самой реке ловится, главным образом, семга .

Семга - морская рыба, но она идет в реку метать икру. Когда семга начинает подниматься вверх по рекам для метания икры, поперек рек ставят «заборы», заграждения из свай и кольев, к которым прислоняется плетень. Забор ставится углами: углы раскрыты к устью реки, а в самых вершинах углов оставляется отверстие, куда вставлены мережи и сети.

Подымаясь по реке семга встречает «забор», начинает отыскивать себе проход и по стенкам забора доходит до самой вершины угла и через оставленное в нем отверстие попадает в мережу.

Семгу ловят также завесками около морских берегов. Завески - это две сети, ставящиеся около берега: одна вдоль берега, а другая - поперек. К концам сети прикрепляется еще по сети вроде мешков. Когда семга на своем пути встречает сеть, она обходит ее, как и забор, и в конце концов попадает в «тайник» сети - мешок.

Все эти способы рыбной ловли устарели и мало выгодны. Все рыболовное дело на Севере нуждается в коренном перестройке и техническом усовершенствовании.

Если в Баренцовом море сейчас уже работают наши траулеры, то в Печорском районе траулеров еще нет. Там ощущается большой недостаток даже в моторных ботах. Рыбные промыслы в пределах северо-западной и северо- восточной Сибири развиты еще меньше, чем в морях советского европейского Заполярья. Только в Обской губе да в низовьях Енисея местные жители - остяки и самоеды промышляют рыбной ловлей для своего потребления. Но дальше к востоку, вплоть до Берингова пролива, можно сказать, рыбных промыслов не существует.

Между тем побережье Сибири и устья сибирских рек чрезвычайно богаты рыбой.

Мы еще плохо пользуемся рыбными богатствам и, только теперь, с социалистической реконструкцией народного хозяйства Союза, в корне изменяется и система рыбных промыслов.

Коллективизация и механизация рыбных промыслов дают основание сказать, что страна строящегося социализма полностью овладеет рыбными богатствами арктических морей.

В свою очередь рациональное рыбное хозяйство уже ставит на очередь постройку консервных заводов и холодильников, а также постройку путей сообщения для перевозки рыбы. Улов рыбы в наших северных морях государственными и кооперативными организациями достигает следующих размеров:


В 1930 г. улов разной рыбы составил 350000 центнеров. Интересно сравнить наш улов рыбы с уловом норвежцев в северных морях. Норвежцы ежегодно вылавливают, в среднем, трески свыше 300 000 центнеров, сельди до 250000 центнеров, сардин около 300000 центнеров. Ценность улова норвежцев около 100 миллионов рублей золотом. Рыбным промыслом в Норвегии занято около 100 тысяч человек. Рыболовный флот состоят из 5000 моторных судов и 10000 рыбачьих парусных лодок. Наша ближайшая задача в рыболовном промысле на севере - это догнать Норвегию. В этом направлении и идет сейчас работа. В 1931 г. увеличен наш траловый флот, а в Мурманске построен завод промысловых моторных ботов.

<<< Назад
Вперед >>>