Олимпийские костюмы. Мода Олимпа

Официальные споритвные костюмы российской олимпийской сборной

Парадная форма российской олимпийской сборной в Рио уже дала много поводов для шуток. Кто-то вспомнил про Бубу Касторского и удивился, что для олимпийцев не предусмотрели канотье. Кто-то решил, что дизайн формы — воплощение мечты пройтись по Рио-де-Жанейро в белых штанах. Кому-то форма напомнила костюмы метрдотелей и официантов. Кажется, не было никого, кто счел бы ее красивой и уместной. Мы поговорили об этом с Катериной Кулиничевой, спортивным журналистом, искусствоведом, историком моды.

— Какое впечатление производит форма российских олимпийцев на специалистов?

Парадная форма украинской олимпийской сборной, 2008 год

— В парадной форме наших олимпийцев меня расстроила вторичность. В принципе, костюм с пиджаком — это традиционная форма одежды для Олимпийских игр. Олимпийцы начали носить их еще до Первой мировой войны, и примерно до 60-х, даже 80-х годов прошлого века так ходили вообще все.

В таких блейзерах, клубных пиджаках с контрастной строчкой, много ходили в 20-х и 30-х, и на Олимпийских играх в том числе. Из-за этого они периодически возникают как униформа во многих сборных. Но слишком во многих. Украинцы выходили в 2008-м точно в таких же пиджаках, только в цветах национального флага. В 2012 году такая же форма была у Белиза, только другого цвета. У Новой Зеландии тогда же — черный традиционный цвет и тоже контрастная строчка, все говорили, что они ударились в ретро.

В этом году такая же идея есть у Южной Кореи, только там все выполнено изящнее, строчка не такая широкая и смотрится лучше.

Парадная форма олимпийской сборной Южной Кореи, 2016 год

К тому же мне не понравились цвета, не свойственные российской сборной. Ничего оригинального не предложили. Только отказались от узоров, которые многим казались слишком пестрыми. Когда презентовали повседневный комплект, выполненный в стилистике авангарда, руководители говорили, что ветераны спорта, то есть именитые советские спортсмены, просили сделать форму поскромнее. Понятно, что узоры их раздражают: если посмотреть на советские спортивные костюмы, они были большей частью темно-синими, и вся отделка состояла из белой полосы.

— Существует несколько разновидностей формы для олимпийцев?

— Олимпийский гардероб — очень большой. В нем есть соревновательная экипировка, в которой спортсмены бегают, прыгают, плавают и прочее. Ее обычно делают спортивные гиганты. Есть повседневный гардероб. В Олимпийской деревне и вообще на всех объектах спортсмен обязан ходить в командной униформе. Он не может ходить в своей одежде, поэтому для олимпийцев делают шорты, худи, толстовки, платья — кто что придумает. У нас это тоже делала Bosco, они делают все, кроме соревновательной экипировки.

А есть парадная экипировка. Могут быть костюмы для торжественных ситуаций — например, встреч с президентом, но это не обязательно форма для церемонии.

Форма для открытия и форма для закрытия стоит особняком. Это может быть одно и то же, а могут быть два разных комплекта.

Парадная форма олимпийской сборной Кубы, 2016 год

Американцы, например, показали форму для церемонии закрытия — ее делали Ralph Lauren, но для открытия не показали. Форма кубинской сборной, которую сделали Christian Louboutin, мне очень понравилась: по официальной информации, это форма для закрытия, но в чем они пойдут на открытие, непонятно, может, в ней же. В общем, форма для открытия — это может быть костюм, который ты один раз наденешь — и больше его никто никогда не увидит.

— То есть это несколько модных коллекций?

— Олимпийскую униформу нельзя рассматривать как модную коллекцию в полном смысле этого слова. Ее очень долго делают — в среднем два-три года. Заказчиком, по правилам, выступает Национальный олимпийский комитет, и все спортивные формы, особенно на мероприятиях типа Олимпиады, — это на самом деле череда бесконечных согласований. Утвердить нужно не только дизайн. МОК контролирует примерно все.

Парадная форма олимпийской сборной США, 2016 год

Есть такое правило номер 50 в Олимпийской хартии, которое очень строго регламентирует внешний вид всего, что на тебе надето. Это очень жесткие правила — скажем, на пьедестал спортсменам нельзя с часами, надетыми поверх костюма, нельзя с мягкими игрушками. На бутылках, которые они носят с собой, ничего не должно быть написано, логотип производителя на предмете одежды должен быть только один, он должен быть определенного размера и так далее.

— По каким критериям в таком случае нужно оценивать форму олимпийцев?

— Публика оценивает форму так, как она оценивает модную одежду. Для нее критерии — это личный вкус, уместность (это когда идут в ход аргументы типа «они одеты не как спортсмены» или «на церемонию открытия Олимпиады так идти неприлично») и соответствие модным трендам.

Парадная форма олимпийской сборной Канады, 2016 год

В этом году очень хвалят канадцев, для них парадную форму для церемонии придумали Dsquared, и ее все похвалили, потому что она сделана в духе актуальных тенденций — sportscore, athleisure. Джоггеры, пиджаки довольно необычного кроя, удлиненные худи, рыбий хвост. Эта форма собрала больше всего аплодисментов. Именно потому, что она отвечает нынешней моде на спортивный стиль так, как его сейчас понимают.

Люди хотят видеть что-то такое. Но заказчики «что-то такое» видеть не хотят, и это надо понимать. Поэтому это не вполне правильно — применять наши представления о моде к олимпийской форме. Это если не маскарадный костюм, то уж точно тематический костюм для конкретного мероприятия. Там можно отразить национальную идентичность или обыграть тему страны — хозяйки Игр: в Сочи были ушанки из-за этого, в Лондоне кто-то шел, например, в резиновых сапогах и с зонтиками. Тематическое костюмное мероприятие странно оценивать с позиции личного вкуса и тем более модных тенденций.

Но, видимо, у публики нет инструментов адекватной оценки таких коллекций.

— Тем не менее многие оценивают нашу коллекцию как комичную.

— С Олимпиадой вот какая сложность. Надо понимать, что тебе нужно одеть, как правило, человек 200-300. И все разные. У тебя там есть двухметровые волейболисты, маленькие широкоплечие гимнастки, синхронистки, борцы, дзюдоисты, борцы-тяжеловесы за 100 кг веса. Понятно, что выбирают что-то такое, что будет сидеть на всех.

Костюм — это более-менее универсальная палочка-выручалочка. Другое дело — что в моде 20-х есть некоторые элементы, которые интегрируются в современный костюм. Заниженная талия, бахрома, вышивка бисером: 20-е возвращаются раз в три года. Но вот эта контрастная отделка пиджаков — это то, что не прижилось, и поэтому нам это так странно видеть вне костюмного фильма, вне тематической джазовой вечеринки. Многие не случайно вспомнили Бубу Касторского.

Это вообще очень сложная коллекция, невозможно всем угодить. Некоторые страны просто не стараются это сделать и нарочито создают что-нибудь эпатажное. Церемонию открытия будут смотреть 2-3 млрд человек, и в любом случае чем чуднее, тем лучше.

Например, такая прекрасная сборная, как Бермуды, уже много десятилетий ходит в шортах — практически на всех Играх, включая зимние. Это их национальный костюм.

Африканцы и Ближний Восток ходят в национальных одеждах очень часто. В Лондоне была фееричная сборная Анголы в очень красочных костюмах.

— Национальная одежда — такой же традиционный вариант униформы, как костюм, получается?

— В принципе, я бы выделила три модные стратегии — это формальный костюм с пиджаком, национальный костюм (бывает буквальный национальный, бывает с вариациями) и что-нибудь спортивное — спортивный костюм, может быть, или какие-то его вариации, какие-то его элементы.


Bosco Sport — российский бренд, изменивший представление о спортивной одежде. История его успеха тесно связана с победами олимпийской сборной России, участники которой впервые надели комплекты фирменного дизайна.


В 2001 году компания Bosco di Ciliegi Family решила расширить бизнес и создать новое направление — производство брендовой одежды для спортсменов. После заключения контракта с Олимпийским комитетом продукция марки отправилась на испытания на самых значительных соревнованиях мира. Первые же Игры принесли победу не только российской сборной, но и новой марке. Высококачественная одежда оказалась очень удобной и функциональной.


Вслед за российскими спортсменами в Bosco Sport оделись болельщики. Теперь фирменный стиль, совмещающий элементы государственной символики, национальный колорит и лаконичные дизайнерские решения, стал популярным во всем мире.

Мужская коллекция Bosco Sport

Для представителей мужского пола Bosco Sport — это сила, движение и воля к победе. Такую одежду выбирают уверенные в себе люди, нацеленные на успех.


В нашем интернет-магазине представлены все категории товаров по выгодным ценам. Аутлет — это возможность купить оригинальный свитер, спортивный костюм, шапку, шарф, футболку или шорты известного бренда с большой скидкой. Здесь можно без труда составить полный гардероб и придать ему индивидуальность с помощью аксессуаров.


Выбирайте вещи по доступным ценам и оформляйте заказ на сайте. Наши специалисты — всегда к вашим услугам.

Вот уже 80 лет существует закон, благодаря которому все члены сборной одной страны обязаны носить единую спортивную форму во время Олимпийских игр. Более того, повторять даже малейшие элементы дизайна собственной или чужой формы прошлых лет категорически запрещено - именно поэтому за возможность разработки национальной формы бьются лучшие дизайнеры сего мира и сильнейшие величественные бренды.

Самая стильная: Франция

Все шутят, что если олимпийское золото присуждалось за стиль формы, то Франция несомненно собрала бы все лавры. Буквально каждую Олимпиаду французы уверено доказывают свое право считаться самой стильной нацией мира - и в этом они действительно преуспели.

Форма сборной Франции в Сочи, 2014

Дизайном спортивной формы во Франции всегда занимались лучшие кутюрье. Так в свое время творческую руку к форме страны приложили модельеры Коко Шанель, Ив Сен-Лоран, Пьер Карден. А последние два года дизайном экипировки занимается знаменитый бренд Lacoste, который делал костюмы для зимней Олимпиады в Сочи и нынешней - в Рио. Последняя - до сих пор одна из самых обсуждаемых: в комплекте одежды для спортсменов появился необычный полупрозрачный дождевик-пончо. Очень оригинально.

Форма от Ив Сен-Лорана для спортсменов Олимпиады в Скво-Вэлли, 1960

Необычные пончо сборной Франции в Рио, 2016

Форма олимпийской сборной Франции в Рио, 2016

Самая неудобная: женская форма

Женщины были допущены к Олимпийским играм только в 1900 году, но и тогда среди всех видов спорта женскими были только теннис и гольф. Бедняги выступали в длинных юбках и туфлях на каблуках - этикет тогда был превыше побед и комфорта.

Женская олимпийская форма в Париже, 1924

Форма сборной Дании в Лондоне, 1908

Самая обсуждаемая: Чехия и США

Самой обсуждаемой формой почему-то всегда становилась та, которая отличалась излишней яркостью и броским дизайном. Так, в Ванкувере отличилась сборная Чехии со своими штанами в разноцветные кружочки, а в Сочи все усердно обсуждали форму Штатов. По опросам сами американцы признали национальную форму излишне пафосной и аляповатой, и в этом году было принято решение снизить градус яркости в Рио.

Форма сборной Чехии в Ванкувере

Форма сборной США в Сочи, 2014

В этом году американцы решили быть скромнее

Самая подконтрольная: СССР

В СССР к вопросу о спортивной форме нашей сборной относились очень серьезно: до 1980 года за форму отвечал Общесоюзный дом моделей, а потом - Дом моделей спортивной одежды. Сначала олимпийскую форму шили в Армении, а после перестройки - в Югославии. В девяностых дизайном занимался наш кутюрье Юдашкин. После него, вот уже 14 лет, за внешний вид нашей команды отвечает российская марка Bosco di Ciliegi, которая настолько удачно реализует свои задумки, что, скорее всего, будет и дальше обеспечивать красивой формой наших спортсменов на Олимпиаде.

Олимпийская форма СССР в Сеуле, 1988

Олимпийская форма сборной России, 1992

Удивительная форма российской сборной в Сочи

Коллекция Авангард для игр 2016

Самая технологичная: Южная Корея

Пока все страны были обеспокоены стилем и функциональностью спортивной одежды, Южная Корея могла думать только о вирусе Зика, эпидемия которого в 2016 году проявлялась как в Бразилии, так и в самой Южной Корее. Поэтому Южная Корея стала единственной страной, где за дизайн формы отвечали не кутюрье, а врачи и ученые. В результате национальные спортсмены стали обладателями самой безопасной и технологичной формы за всю историю Олимпийских игр: вся одежда и обувь обработана специальными химическими веществами, которые отпугивают комаров, переносящих вирус.

Над формой Австралии многие подшучивают, сравнивая ее с униформой бортпроводников

25 апреля в Третьяковской галерее . Уже более сотни лет спортсмены из нашей страны ездят на Олимпиады. И пусть провожают по уму, то есть исходя из показанных результатов, но встречают-то по одёжке. Мы вспомнили, как изменилась за это время экипировка сборной как повседневная, так и парадная, выбрав наиболее яркие её варианты за всю историю Олимпиад. Предлагаем вам совершить увлекательное путешествие в нашей машине времени.

Первое русское золото

Первое олимпийское золото сборная России выиграла в 1908 году в фигурном катании. Николай Панин-Коломенкин деморализовал самого великого Ульриха Сальхова – заявочная программа нашего фигуриста заставила шведа отказаться от участия в соревнованиях по специальным фигурам. Если бы не всем известное беспрецедентное засуживание, то Панин-Коломенкин мог и вовсе уехать из Лондона с двумя золотыми медалями. Кроме первой победы, российский спортсмен запомнился ещё и костюмом, напомнившим стрелецкий кафтан времён Ивана Грозного.

Дебют цвета неба

После Первой мировой войны и революции связь отечественных спортсменов и Олимпиад прервалась на целых 40 лет. Дебютом советских атлетов на Играх стал Хельсинки-1952. Повседневной формой был обычный тёмно-синий костюм с надписью СССР, задавший стандарт нашей спортивной моды на очень долгие годы. Превалировал синий цвет и на парадных костюмах спортсменов. На фото олимпийская чемпионка в метании диска Нина Пономарёва и Елизавета Багрянцева, ставшая в этом же виде серебряным призёром, демонстрируют форму на церемонии открытия Игр. Естественно, никакой критики в то время быть не могло - идеальная форма для идеальных спортсменов. Вождь всех народов доволен.

80 оттенков золотого

В 1980 году на первой домашней Олимпиаде в тренировочной форме мало что изменилось, кроме добавления к всем известному костюму варианта с красным оттенком. Иное дело – церемония открытия. На ней наши предстали в строгих светлых костюмах, не различавшихся по цвету у мужчин и женщин. Если вспомнить, что сборная СССР выиграла в Москве 80 золотых медалей, то вариант явно оказался счастливым.

«Концепция поменялась»

Олимпиада 1996 года в Атланте стала первым подобным летним соревнованием, где Российская Федерация выступила как самостоятельное государство. А значит, дизайн стандартной экипировки, всё советское время остававшийся неизменным, просто обязан был радикально поменяться. В США россияне предстали в бело-синих костюмах, наискосок разделенных триколором. Просто, изящно, стильно. На фото Алексей Немов на церемонии награждения получает свою очередную награду.

Минимализм в спорте

Через два года в Нагано-98 у россиян, как и в Атланте, доминировал синий цвет. Это было отражено и в повседневной форме, на которой особо останавливаться не стоит, так как она мало чем поменялась с прошлых Игр, и в парадной на церемонии открытия. Минималистичный дизайн оставил этот, в общем-то, симпатичный вариант совершенно не запомнившимся. Исключение составили разве что теплые шарфы, присутствовавшие и у девушек, и у парней.

В последний раз

Сидней-2000. Знаковое событие. Не только лучшее выступление сборной России на летних Играх вплоть до настоящего времени, но и прощание с синими оттенками на долгие годы. Костюмы, в которых на фото мы видим чемпионок в фехтовании на шпагах Татьяну Логунову, Карину Азнавурян и Марию Мазину, стали последней формой такого типа.

Русские узоры

После Сиднея официальным экипировщиком олимпийской сборной становится фирма Bosco, что ознаменовалось пропаданием в «гражданской» форме синего цвета с глаз долой, и выходом на первый план сочетаний красного и белого – надо отметить, весьма удачного. Форма Дмитрия Берестова, ставшего в Афинах лучшим тяжелоатлетом в категории до 105 килограммов, как и её варианты с последующих летних, да и зимних Игр, была моментально узнаваемой, что и должно быть главным для спортивной одежды.

Красное и белое
В олимпийском Турине конькобежец Дмитрий Дорофеев, ставший там вице-чемпионом, нёс флаг России на церемонии открытия в форме, ставшей, по общему мнению, одной из самых удачных за всю историю выступления команды на Олимпиадах. Присмотритесь – ничего не напоминает? Ну, конечно же, это лёгкий отсыл к форме Панина-Коломенкина почти 100 лет назад! Правда, у знаменитого российского фигуриста не было мехового воротника.

Идём на восток

Пекин-2008. Стандартная форма осталась практически прежней со времён Афин, а вот в парадной появились нотки того, что мы увидим в олимпийском Лондоне – замена крупных узоров мелкими. В принципе, далеко не худший вариант, вот только для нашего знаменосца Андрея Кириленко он точно не стал счастливым, ведь сборная России по баскетболу с треском провалилась, не сумев даже выйти из группы. Впрочем, по сравнению с нынешним кошмаром это теперь кажется успехом.

Меньше да лучше

Через четыре года задуманная концепция уменьшения масштаба логично вылилась в такой же вариант формы сборной команды России. Кстати, оценки дизайна были диаметрально противоположными – кто-то отмечал нестандартность задумки, другие говорили, что от неё в глазах рябит. Так или иначе, но российским волейболистам форма наверняка пришлась по душе – ведь именно в ней они стояли на первой ступени олимпийского пьедестала.

«Жаркие. Зимние. Твои»

Волонтёрские и эстафетные куртки в Сочи-2014 отличались яркостью и обилием различных оттенков. А вот форма наших олимпийцев такой же яркостью не отличалась. Это были стандартные синие костюмы (возврат к прошлому?), красные костюмы с буквами RU и белые с триколором на груди, в которых россияне поднимались на пьедестал во время церемонии награждения. Последнюю болельщики смогли разглядеть во всей красе – количество завоеванных медалей стало наибольшим за всю историю.

Ода авангарду

И, наконец, Рио-2016. За основу было взято авангардное направление и конструктивизм начала XX века. Насколько удачно это решение, ещё предстоит узнать, тем более что форма на церемонии открытия пока не раскрыта. Но уже понятно – все узоры и завитушки минимум на два года отправились на заслуженный отдых, уступив место геометрии. Первое впечатление было весьма неплохим, хотя были и отзывы о том, что синий цвет можно было сделать и поярче. Ожидаем продолжения концепции в парадной форме. Думаю, что все будут очень удивлены, если там не будет белых штанов а-ля Остап-Сулейман-Барта-Мария-Бендер-бей. Мечта великого комбинатора будет исполнена, но, в отличие от Бендера, россияне поедут в Рио не наслаждаться жизнью, а работать.

Летних Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро, и настало время оценить, насколько национальные сборные готовы к главному спортивному событию 2016 года. В частности, грозит ли им модный приговор за форму, в которой атлеты будут дефилировать под национальными флагами на церемониях открытия и закрытия.

Сборная Украины

Форма сборной Украины была представлена во время показа в Киеве, ее автором стал дизайнер Андре Тан. Для олимпийской формы Тан создал и запатентовал принт “Бриллиантовая Украина“, который, по его словам, должен отражать всю многогранность нашей страны.

Сборная Кубы

Сборная Кубы в этом году будет дефилировать на лабутенах и в восхитительных штанах в прямом смысле слова. Дизайнер этой формы — Кристиан Лубутен (Christian Louboutin). Форма кубинцев - одна из самых стильных на Олимпиаде-2016.


Сборная Канады

Форму для канадской сборной придумали братья Дэн и Дин Кейтен из известного бренда DSquared2, а изготовила ее сеть универмагов Hudson’s Bay.


Сборная России

Форма сборной России уже вызвала бурную реакцию и обсуждение в соцсетях, поэтому стала широко известна. Вот так выглядит парадная олимпийская форма российских спортсменов от Bosco Sport:


Сборная Великобритании

Так будет выглядеть сборная Великобритании, получив форму от дизайнера Стеллы Маккартни, выпущенную концерном Adidas.


Сборная США

Сборная США неизменно одевается у дизайнера Ральфа Лорена, который также использует цвета национального флага США - синий, белый и красный.


Сборная Южной Кореи

В Республике Корея (Южная Корея) к созданию формы подошли утилитарно - ее рассчитывали прежде всего для защиты от вируса Зика, который разносят комары.


Сборная Грузии

Скандал вокруг формы олимпийцев разгорелся в Грузии. Многие посчитали форму национальной команды безвкусной, старомодной и неспортивной.


Сборная Франции

У Франции, пожалуй, одна из самых стильных форм Олимпиады-2016 от Lacoste. Настоящий французский шик.


Сборная Австралии

Сборная Австралии будет одета в форму в ретростиле с отсылкой к Олимпиаде-1924. Дизайн сделал бренд Sportscraft. Кстати, сборная Австралии в этом году войдет в историю Олимпиады благодаря тому, что спортсменов снабдят в дорогу презервативами, защищающими от вируса Зика


Сборная Швеции

Шведская компания H&M стала спонсором национальной сборной и предпочла патриотический дизайн, использовав цвета шведского флага.


Сборная Италии:

Маэстро Джорджо Армани продолжает сотрудничество с национальным олимпийским комитетом Италии в качестве официального экипировщика. Презентацию новой экипировки он провел в привычном для себя формате - устроив дефиле в Милане.


Сборная Беларуси

Стильная форма наших северных соседей:


Форма сборной Эстонии:


Форма сборной Германии:


Форма сборной Казахстана:


Форма сборной Китая:


Форма сборной Польши:


Форма сборной Новой Зеландии: