Страховка и самостраховка при выполнении акробатических упражнений. Страховка и самостраховка при выполнении физических упражнений Самостраховка в гимнастике

Под страховкой понимается комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности гимнастов в процессе выполнения упражнений. Она осуществляется без предварительного захвата за руки или другие части тела. При исполнении сложного упражнения захват целесообразно делать заблаговременно, не облегчая занимающемуся его выполнение.

Различают индивидуальную и групповую страховку. Индивидуальная страховка осуществляется преподавателем или одним из занимающихся. Групповая страховка осуществляется двумя или более людьми. При этом каждый из страхующих располагается в определенном месте и выполняет необходимые действия. Непременным условием групповой страховки являются четкие действия каждого из страхующих. Надеяться на партнера по обеспечению страховки категорически запрещается (Журавин М.Л., Меньшиков Н.К., 2008).

Для обеспечения страховки используются специальные и технические средства. К специальным относятся: ладонные накладки; лямочные петли и перчатки; поролоновые валики, прокладки, маты и покрытия, предохраняющие от ударов о перекладину и жерди, а также при соскоках с бревна; ручные и подвесные пояса (лонжи); различные возвышения для удобства и надежности страховки; поролоновая яма или система «трамплин - поролоновая яма - батут». К техническим средствам относятся различные тренажеры с поясом для проводки при изучении больших оборотов на перекладине и кольцах, кругов на коне и других упражнений; амортизирующий пояс для страховки при разучивании акробатических упражнений и др.

Помощь способствует созданию правильного представления об изучаемом упражнении, быстрому овладению техникой его исполнения и применяется при недостаточном развитии у занимающихся мышечной силы, координации движений, быстроты и других способностей.

Различают следующие виды помощи: проводка, фиксация, подталкивание, поддержка, подкрутка, комбинированные приемы, серийные приемы, поддержка, подталкивание (Журавин М.Л., Меньшиков Н.К., 2008)

При самостоятельном выполнении упражнений большую роль в предотвращении травм приобретает самостраховка - умение занимающегося своевременно принимать правильные решения и самостоятельно выходить из опасных положений. Очень важно научить занимающихся правильно приземляться во время падения. Навыки самостраховки приобретаются в процессе изучения упражнений и совершенствования их исполнения (Журавин М.Л., Меньшиков Н.К., 2008)

Особенности построения композиции в гимнастических видах спорта

Прежде чем перейти к особенностям построению композиций рассмотрим классификацию акробатических упражнений предложенную

Соколовым, Е.Г, 1973 он подразделил все акробатические упражнения по особенностям техники выполнения на три большие группы, каждая из них состоит из ряда подгрупп.

I. Акробатические прыжки. В эту группу входят прыжковые упражнения с частичным или полным вращением тела, т.е. опорные и безопорные перевороты. Акробатические прыжки подразделяются на пять подгрупп.

1. Перекаты - упражнения, характеризующиеся вращательным движением тела с последовательным касанием опоры без переворачивания через голову. Они выполняются вперед, назад и в стороны; в группировке, согнувшись и прогнувшись. Перекаты используются как самостоятельные упражнения и как подготовительные при изучении более сложных упражнений. Они включаются в вольные упражнения как связующие элементы некоторых соединений

2. Кувырки - вращательные движения тела с последовательным касанием опоры и переворачиванием через голову. Они выполняются вперед и назад, в группировке, согнувшись и прогнувшись. Кувырки вперед можно делать и прыжком, т.е. с полетом после толчка ногами. При выполнении кувырков развиваются вестибулярный аппарат, ориентировка в пространстве и навыки самостраховки. Особое значение этих упражнений состоит в том, что они подготавливают занимающихся к изучению акробатических прыжков типа сальто.

3. Полуперевороты в отличие от переворотов не являются полными вращениями. Они выполняются прыжком с одной части тела на другую, вперед и назад, с обязательной фазой полета. Полуперевороты включаются как самостоятельные элементы в вольные упражнения. Иногда они могут служить подводящими упражнениями при изучении соответствующих переворотов.

4. Перевороты - вращательные движения тела с полным переворачиванием и промежуточной опорой.

5. Сальто - наиболее сложные и эффективные акробатические прыжки. Эти безопорные вращения в воздухе вперед, назад или в сторону с полным переворачиванием через голову. Некоторые виды сальто выполняются с поворотами, т.е. с одновременным вращением относительно двух осей: поперечной и продольной.

Акробатические прыжки выполняются на полу, со снарядов (гимнастического мостика, трамплина) и на батуте (подкидной сетке) (Соколов, Е.Г, 1973)

II. Балансирования. Данная группа объединяет акробатические упражнения, в основе которых лежит сохранение собственного равновесия или уравновешивание одного или нескольких партнеров. Упражнения в балансировании подразделяются на три подгруппы.

1. Одиночные упражнения, включают в себя стойки, мосты и шпагаты.

2. Парные упражнения, в которых один партнер (нижний) не только сохраняет собственное равновесие в различных положениях, но и уравновешивает другого (верхнего) партнера.

3. Групповые упражнения подразделяются на пирамиды втроем, вчетвером, впятером и т.д. В пирамидах может участвовать любое количество партнеров, однако в соревнованиях по спортивной акробатике выступают только четверки. Пирамиды с большим количеством участников выполняются в показательных выступлениях (Соколов, Е.Г, 1973)

III. Бросковые упражнения. В основе данной группы упражнений лежит бросок и ловля одного (верхнего) партнера другим (нижним) или несколькими партнерами. При этом верхний может выполнять полет как без вращения, так и с частичным или полным вращением тела относительно поперечной оси (вперед, назад или в сторону), продольной оси или относительно обеих осей одновременно. В зависимости от количества бросающихся и ловящих партнеров бросковые упражнения подразделяются на броски или ловлю одним, двумя, тремя т.д. партнерами, а по характеру полета верхнего - на упражнения без вращения, с полным вращением (полуперевороты), полным вращением (сальто) и вращением относительно двух осей (пируэты) (Соколовым, Е.Г, 1973).

На основании выше перечисленных акробатических элементов строятся соревновательные композиции по спортивной и парно-групповой акробатике. Таким же образом во всех гимнастических видах спорта на основании базовых элементов строятся композиции. По количественному составу выступающих композиции подразделяются на индивидуальные и групповые и имеют свои особенности при их составлении. Для них характерно, что подбору музыки, определению идеи группового упражнения предшествует определение состава группы. Уровень технической, артистической подготовленности, внешний вид, возраст, росто-весовые показатели гимнасток во многом определяют содержание будущей композиции. В процессе изучения вопроса, было установлено два принципиально различных подходов к процессу составления композиций упражнений художественной гимнастики: последовательное составление по частям сразу окончательного варианта, то есть с уточнением основных деталей и нюансов; составление схемы упражнения с распределением элементов трудности без уточнения связующих движений, с последующей их доработкой.

Предложенная (Т.М. Мирошниченко, 2005) технологическая схема построения композиций групповых упражнений состояла из двух этапов: подготовительного и основного, которые предполагали два режима протекания процесса составления - естественного (в условиях тренировки) и виртуального (в условиях компьютерной программы).

Подготовительный этап предполагал последовательное прохождение пяти уровней составления композиции.

Первый уровень - отбор гимнасток. Отбор проходил в стандартных условиях тренировки. После определения цели и задач участия в соревнованиях осуществлялось комплектование команды гимнасток, подобных по уровню специальной технической, специальной физической подготовленности, антропометрическим показателям.

Второй уровень - выбор музыки, который регламентировал всю последующую творческую сторону построения композиции. В процессе выбора музыки учитывались: мнения и вкусы гимнасток, современные тенденции использования музыкальных стилей и направлений в художественной гимнастике, учет музыкально-двигательной, технической подготовленности и возраста гимнасток.

Третий уровень - предполагал работу в естественных и виртуальных условиях. В тренировочных (естественных) условиях, исходя из уровня квалификации, технической подготовленности и двигательных возможностей гимнасток, опробовались варианты и способы перебросок, взаимодействий. Одновременно с применением компьютерной программы, на основании данных об уровне спортивно-технической подготовленности гимнасток и структурной схеме музыкального произведения, осуществлялся выбор из базы данных элементов технической ценности без предмета (Нестерова Т.В 2000).

Четвертый уровень - моделирование схемы композиции в построениях с учетом «рисунков», опробованных перебросок, взаимодействий и типов построений, заложенных в базе данных. Выполнение этого шага в виртуальном режиме значительно сокращало и оптимизировало подготовительный этап. Компьютерной программой предлагалось 128 вариантов различных типов построений. Из них 43 варианта построений в линии, классифицированные на виды: вертикальные, вертикальные параллельные, горизонтальные, горизонтальных параллельные, диагональные, диагональные параллельные, асимметричные. Круги, треугольники (равнобедренные, прямоугольные), пятиугольники были отнесены к типу геометрических фигур и включали 32 варианта построений. Третий тип - фигурные построения представлены программой в 43 вариантах дугообразных, Т-образных (вертикальные, горизонтальные, диагональные) и крестообразных (равносторонних, разносторонних) видов построений. Комбинации треугольника с линией и линии с точкой были отнесены к типу смешанных построений и представлены в программе десятью вариантами.

Пятый уровень - распределение элементов трудности без предмета, перебросок и взаимодействий в виртуальной схеме построений создаваемой композиции, с учетом структуры и особенностей музыкального плана композиции. Программой предусматривались рекомендации относительно использования различных типов построений в зависимости от характера двигательных компонентов групповых упражнений: синхронные индивидуальные действия, асинхронные индивидуальные действия, переброски, взаимодействия, исходные и конечные позы. Контроль за рациональной последовательностью различных типов построений осуществлялся с учетом следующих критериев: не более двух взаимодействий подряд; проверка однотипности построений - не должно быть подряд два однотипных построения; наличие всех базовых построений (линии, круга, треугольника, пятиугольника, крестообразного и Т - образного).

Создание виртуальной схемы композиционной структуры групповых упражнений являлось завершающим шагом подготовительного этапа составления композиции (Новик М.Г., 1982).

Основной этап включал последовательное прохождение четырех уровней процесса составления композиции. Особенностью данного этапа являлось применение стандартизированной технологической схемы совершенствования композиции посредством возможностей тренировочного и виртуального режимов на каждом отдельном уровне процесса постановки композиции, согласно задачам и ожидаемому результату (рис. 1).

Рис. 1.

Шестой уровень. Расстановка гимнасток в ансамбле осуществлялась одновременно в виртуальных и естественных условиях по специально разработанной технологической схеме процесса построения и совершенствования композиций групповых упражнений (рис. 1).

Седьмой уровень. Практически одновременно с расстановкой гимнасток в «рисунке» построений проходило опробование и уточнение видов и вариантов построений, элементов технической ценности и оригинальных элементов в тренировочном режиме по технологической схеме шестого уровня.

Восьмой уровень - разработка в виртуальном режиме схемы переходов и перестроений из рисунка в рисунок построений с учетом уровня мастерства гимнасток и планируемой динамики исполнения композиций. Для этого в программу были заложены основные (простые, сложные) и оригинальные виды перестроений. Сложность перестроений квалифицировалась по степени пространственных расстановок гимнасток. Простые перестроения предполагали перемещение гимнасток по прямым из простого построения в простое; сложные перестроения - перемещения по прямым из простого в сложное построение или из сложного в сложное. Для оригинальных видов перестроений были характерны дугообразные траектории перемещений, как правило, из простого построения в сложное или из сложного в сложное.

Девятый уровень - непосредственное составление исходного рабочего варианта и доводка композиции до конечного соревновательного варианта. На данном уровне, завершающем процесс составления композиции, вносились коррекции в поэлементный состав, структуру построения композиции. Процесс составления считался законченным, согласно принципу соответствия судейским требованиям, по мере доведения композиции до соревновательного варианта. Затем в подготовке следовал переход от составления композиции к совершенствованию композиционно- исполнительского мастерства, как отдельной гимнастки, так и команды в целом (Нестерова Т.В, 2000).

Обязательное условие в туризме при преодолении препятствий - безопасность, которая обеспечивается тщательной физической, технической и тактической подготовкой, позволяющей выбирать оптимальный путь, график и правильно выполнять движение.

В этом разделе мы остановимся на обязательных для всех туристов-спортсменов приемах, обеспечивающих безопасность. Их можно разделить на три группы: командная страховка, самостраховка, судейская страховка.

Страховка - комплекс мероприятий, обеспечивающих задержание участника при срыве на сложном участке.

Для страховки (самостраховки) применяются обвязки (системы), веревки, карабины, крючья (см. раздел "Снаряжение"),

Крепление веревок производится с помощью узлов. В самых различных ситуациях можно обойтись относительно небольшим количеством узлов, но в завязывании их требуется достичь полного автоматизма. По мнению автора, это проводник, двойной проводник, срединный проводник, восьмерка, булинь, брамшкотовый, прямой, академический, встречный, схватывающие: пруссик, австрийский, Бахмана (карабинный), стремя (см. рис. 8).

Страховка подразделяется на нижнюю и верхнюю. Нижняя страховка - это когда веревка подходит к спортсмену снизу. Чтобы уменьшить расстояние падения, веревку можно продергивать через карабины, прикрепленные к неподвижным точкам опоры. Страховка называется верхней, когда веревка подходит к спортсмену сверху, а точка страховки находится не ниже груди. При этом сам страхующий может располагаться внизу, но страхующая веревка проходит через карабин, расположенный выше груди.

Страховка может осуществляться через естественные или искусственные точки страховки. Естественные точки страховки - скальный выступ, камень, дерево. Нужно, чтобы угол между идущей от рук веревкой и направлением возможного срыва был не более 90°. При уменьшении угла до 0° эффективность страховки растет.

Искусственные точки страховки - это скальные или ледовые крючья, петли, перила, передающие усилия на крючья, натянутые перила, по которым движется страховка и т. п. Для удобства работы с веревкой и уменьшения ее истирания на крючья и петли надевается карабин, иногда даже карабин с блоком.

Рассмотрим организацию страховки на скальной дистанции.

Как уже сказано, точками страховки могут быть деревья, растущие на склоне, или скальные выступы.. При их отсутствии приходится вбивать в трещины скальные крючья. Часто на соревнованиях вместо скальных крючьев вбивается стандартный ледовый крюк. Для ответственных точек страховки рекомендуется вбивать 2-3 крюка. На все вышеперечисленные точки страховки желательно надевать петлю из основной веревки.

При страховке через скальный выступ нужно предварительно проверить, нет ли на нем острых углов, которые могут перерезать веревку, или узких щелей, в которые ее может заклинить. Затем, если не надевается веревочная петля, страхующий закладывает веревку за выступ и становится к нему лицом или боком. Если угол между веревками близок к 0°, т. е. трение большое, веревку нужно держать руками по обе стороны выступа; если же угол около 90° - то с одной стороны. То же относится к страховке через дерево. При страховке через карабин веревку держат с одной стороны двумя руками, не ближе чем в 0,5 м от карабина.

Точки страховки необходимо располагать так, чтобы при срыве не было маятника. Поэтому при траверсе или Движении под большим углом к вертикали используется страховка через карабин, скользящий по перильной веревке. Для передвижения карабина можно применить другую веревку. Может быть использован способ оттяжки страховочного карабина.

Судейская верхняя страховка на скалах организуется не только для проведения соревнований, но и для подготовки дистанции. При этом целесообразно наверху подвешивать карабин, а самого страхующего располагать внизу: так удобнее корректировать его действия, да и ему лучше работать. У ног страхующего крепится карабин, через который проходит веревка. Если удобнее расположить страхующего наверху, то веревку нужно пропускать не через блок, а через карабин. При изменении направления движения возможны точки смены судейской. страховки, но таких точек должно быть меньше, поскольку при смене судейской страховки может в спешке возникнуть путаница, и спортсмен останется без страховки. Поэтому в судейской страховке часто применяется описанный выше способ страховки через скользящий карабин и способ оттяжки страховочного карабина.

Страховка при переправе. При переправе вброд первого человека необходимо делать так называемые усы. Для остальных впоследствии могут быть натянуты перила. Схема организации переправы показана на рис. 11. Следует подчеркнуть, что веревка прикрепляется к скользящему по грудной обвязке карабину. Кроме страховочной, к спортсмену должна быть прикреплена вторая веревка - для вытягивания в случае срыва (транспортировочная). Желательно, чтобы угол между веревками был равен 90°.

Рис. 11. Страховка при переправе вброд:
1 - страховочная веревка; 2 - транспортировочная



При переправе по камням через узкую реку бывает достаточно одной страховочной веревки.

При устройстве навесной переправы над рабочей веревкой, по которой переправляются команда и груз, висит дополнительная страховочная, натягиваемая командой или судьями.

Уточнения по страховке на отдельных этапах даны при их описании.

Следует подчеркнуть, что все виды страховки должны выполняться в рукавицах, ибо при срыве происходит проскальзывание веревки, которое может привести к травме рук страхующего.

Для облегчения работы спортсмена и страхующего существуют отработанные команды. До начала движения спортсмен должен спросить: "Страховка готова?" Если страхующий готов страховать, он отвечает: "Готова!", а после команды "Пошел!" начинается движение. Во время движения страхующий фиксирует количество остающейся веревки и, начиная с 5 м, через каждый метр объявляет, например: "Осталось 3 м!". Ответ спортсмена: "Понял!"

Самостраховка. Страхующий должен прикрепить веревку, идущую от грудной обвязки, к выступу, крюку, петле, дереву, находящимся со стороны, противоположной предполагаемому срыву. Желательно, чтобы место крепления самостраховки было выше плеч. Веревка самостраховки может иметь небольшую слабину. Крепление страховки и самостраховки к одному крюку не допускается.

Конец страхующей веревки должен быть закреплен. Особый случай самостраховки - движение по вертикальным или горизонтальным перилам. При подъеме по вертикальным перилам самостраховка обеспечивается схватывающим узлом, а при спуске - схватывающим узлом даже при использовании технических средств типа восьмерок и рогаток. В этих случаях схватывающий узел находится выше.

Следует помнить, что на участках, оборудованных вертикальными перилами, - там, где возможна травма при срыве, - независимо от применения (по Условиям) схватывающего узла необходима верхняя страховка: для первого при подъеме, как правило, судейская, для остальных участников возможна командная.

При движении по горизонтальным перилам на скальном склоне или на переправе надо пристегнуться к ним карабином. Между глухо закрепленными точками перил может находиться только один спортсмен. При движении вниз по наклонным перилам - если Условиями предусмотрено применение схватывающего узла, - по мнению автора, узел перемещается выше участника рукой, охватывающей перила выше узла.

К скоростным и силовымупражнениям относятся те, которые требуют от занимающихся проявления максимальных усилий за относительно короткий промежуток времени. В качестве примера назовем такие упражнения, как прыжок вверхтолчком обеих ног с места, прыжок в длину, бег на короткие дистанции, бросок двумя руками набивного мяча из-за головы, переворот в упор на высокой перекладине и др.

Для развития скоростно-силовых способностей чаще всего используют различного веса отягощения (штанга, гантели, пояс с песком, утяжеленные предметы, закрепляемые на верхних или нижних конечностях и др.), а также изменение условий выполнения упраж-нений (бег в гору, по песку, по ступенькам вверх и т. п.)

Основные правила самостоятельного выполнения скоростно-силовых упражнений гласято необходимости:

♦ выполнять упражнения, соответствующие физической подготовленности организма;

♦ использовать отягощения в зависимости от возраста и уровня подготовленности;

♦ применять гантели, учебные штанги, набивные мячи, эспандеры, резиновые амортизаторы,тренажеры в соответствии с ростом, весом, физической подготовленностью;

♦ систематически с помощью пульса и внешних признаков осуществлять самоконтроль за состоянием организма;

♦ рационально подбиратьупражнения и режим их выполнения с целью равномерной работы основных мышечно-связочных групп.

При выполнении гимнастических упражнений следует помнить, что некоторые из них связаны с определенным риском. Наличие риска воспитываеттакие положительные качества, как воля и стремление к победе, но риск не должен приводить к травмам, а тем более к несчастным случаям. Чтобы этого избежать, применяется страховка ученика, выполняющего упражнение, учителем или учащимися.

Успешно страховать при обучении можеттолько тот, кто знаеттех-нику изучаемых упражнений и правила выполнения страховки. Очень важно правильно выбирать место для страховки. Страхующий должен находиться там, где возможен срыв или падение занимающегося. Он обязан перемещаться за занимающимся по ходу выполнения упражнения. Приемы страховки предопределяются техникой упражнения, его структурной особенностью, сложностью, а также подготовленностью выполняющего упражнения. Одним из приемов страховки является помощь, при которой страхующий непосредственно помогает (физически) занимающемуся выполнять упражнение. Во время поддержки (также один из приемов страховки) страхующий касается занимающегося, но не оказываетему физической помощи в выполнении упражнения, не стесняет его движений. К основным правилам страховки можно отнести и знания наиболее трудных и опасных моментов в упражнении. Страхующий должен располагаться так, чтобы в любой момент помочь занимающемуся и вместе с тем не мешать ему выполнять упражнение. Если занимающемуся при дальнейшем выполнении упражнения угрожает опасность, его необходимо остановить. Не следует страховать, стоя на какой-либо подставке. Это опасно, ктому же затрудняет передвижение страхующего. Нельзя располагать руки между телом выполняющего упражнение и гимнастическим снарядом (например, при выполнении упражнений на брусьях). При поддержке гимнаста не всегда нужно прилагать максимум усилий. Иногда достаточно незначительного толчка или легкой поддержки, чтобы предостеречь занимающегося от падения или неудачного приземления. В процессе оказания помощи надо учитывать специфику страховки на перекладине, брусьях, бревне, канате, при выполнении опорного прыжка, акробатических упражнений. При страховке девушек важно внимательно следить за тем, чтобы при выполнении упражнений они не ударили а грудью или нижней частью живота о гимнастический снаряд. Для лучшего осуществления страховки необходимо систематически следит за правильностью подготовки к занятиям на различных снарядах.



Самостраховка - очень важный элементучебно-воспитательного процесса. Это способностьученика своевременно принимать решениз и самостоятельно выходить из опасных положений, которые могут воз никать во время выполнения различных упражнений. Ученик може прекратить или видоизменитьупражнение, чтобы предотвратитьтрав му или облегчить силу падения. На уроках гимнастики особое вниманиеследуетобратитьнаосвоениетехники кувырков вперед и назад из любого положения. Это даст возможность во время неудачного соскока с гимнастического снаряда или падения облегчить приземление.

В ходе уроков легкой атлетики важно провести качественную подготовку основных мышечно-связочных групп. Опыт показывает, что во время занятий легкой атлетикой преобладаюттравмы нижних конечностей. Во время бега особое внимание следует обратить на правильную постановку стопы, приземляться в прыжках необходимо на согнутые в коленях ноги.

Во время учебных игр в баскетбол, ручной мяч, волейбол наиболее часто подвергаются ушибам кисти рук. Поэтому во время разминки необходимо хорошо разогреть лучезапястные суставы, пальцы, фаланги пальцев.

Страховка и помощь при выполнении упражнений на гимнастических снарядах

Страховка и помощь на занятиях гимнастикой позволяют избежать травм в результате срывов и падений. Под страховкой понимают готовность преподавателя или учащегося своевременно поддер-жать исполнителя упражнений, в случае неудачной попытки не дать емуупасть. Вотличиеотстраховки помощь предусматривает поддержку, подталкивание, «проводку» занимающегося. Ее цели:

1)предотвратить падение или срыв со снаряда;

2)облегчить ученику выполнение упражнений;

3)помочь правильно выбрать способ выполнения того или иного движения.

Самостраховка: умение приземляться с амортизацией ногами, перекаты и группировки во время падения без опоры руками. Падения вперед с последующим кувырком или мягкой амортизацией руками и ногами, назад, набок с выполнением перекатов в группировке.

Правила безопасности:

♦ выполнение всех команд и распоряжений учителя;

♦ при выполнении строевых упражнений соблюдать интервалы идистанцию;

♦ около каждого снаряда должны лежать маты, при поточном выполнении кувырков, переворотов соблюдать дистанцию;

♦ приземляться в опорном прыжке и при соскоках на снарядах только на маты;

♦ проверять исправность и крепления снарядов;

♦ не стоять вблизи места приземления при прыжках, не мешать разбегутоварища;

♦ не скользить по канату при спуске;

♦ в начале занятия проводить разминку, чтобы разогреть мышцы и связки.

Страховка и самостраховка на уроках физической культуры

Безопасность любого урока физической культуры обеспечивается 3-мя составляющими:

  1. соответствие формы;
  2. соблюдение дисциплины;
  3. наличие страховки смостраховки.

Страховка – комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности занимающихся в процессе учебной деятельности. Различают индивидуальную и групповую страховку:

  • индивидуальная страховка – осуществляется преподавателем или одним из занимающихся.
  • Групповая страховка – осуществляется 2-мя или более людьми, при этом каждый страхующий располагается на своем месте и не имеет право надеяться на др. страхующегося.

Помощь заключается в физических усилиях, прилагаемых учителем или занимающим для правильного и успешного завершения части или всего изучаемого упражнения. К основным видам физической помощи относятся:

  • Проводка – это форма помощи от начала упражнения до его окончания.
  • Поддержка – один из важных методических приемов оказания помощи занимающимся. Поддержку используют, когда занимающийся находится в исходных, промежуточных и конечных положениях, а умение прилагать свои усилия еще не достаточно развито.
  • Фиксация – задержка обучаемого в определенной точки движения.
  • Подталкивание – это кратковременная помощь, оказываемая преподавателем по уходу исполнения отдельных, наиболее ответственных фаз движения.
  • Подкрутка – кратковременная помощь при вращательном движении.

По мере овладения упражнениями помощь уменьшается, а затем прекращается и заменяется страховкой. Злоупотреблять помощью нельзя, потому что можно лишить занимающихся уверенности в своих силах, на определенном этапе необходимо добиться самостоятельного выполнения.

Страхующий обязан:

Хорошо знать технику упражнения и в зависимости от обстановки правильно выбирать место для оказания страховки и помощи;

Умело использовать разновидности страховки, не мешая занимающему выполнять упражнения;

Знать индивидуальные особенности занимающихся.

Важно помнить, что одной из причин травматизма является недостаточная общая и специальная разминка. На занятиях не следует чрезмерно увлекаться прыжками и соскоками с большой высоты.

Самостраховка, очень важный элемент учебно-воспитательного процесса, когда занимающий правильно оценивает собственные возможности.

Это способность занимающего своевременно принимать решение и самостоятельно выходить из опасных положений, которые могут возникнуть во время выполнения различных упражнений.

Чем выше уровень координационных способностей и развития ловкости, тем легче занимающий овладевает приемами самостраховки. Каждый педагог с самого начала занятий по физической культуре должен воспитывать у обучающих эти навыки. Самостоятельная страховка значительно повышает ответственность занимающихся и является надежной защитой от травм.

Навыки самостраховки приобретаются в процессе изучения упражнения и совершенствования при их исполнении.

упражнениями.

К основным правилам страховки и страховки-помощи относятся:

Знание техники и понимание особенностей структуры осваиваемого упражнения;

Правильный выбор места расположения страхующего в соответствии с наиболее трудными и опасными элементами выполнения упражнения, где наиболее вероятен срыв или падение;

Не осуществлять страховку, стоя на каком-либо предмете;

При осуществлении страховки выполнения упражнения на гимнастических снарядах располагать руки таким образом, чтобы исключить вероятность их попадания “на излом”, между телом, выполняющего упражнение и гимнастическим снарядом;

Приёмы страховки-помощи применять по мере необходимости на начальных этапах освоения движений или при внесении элементов его усложнения;

21. Общие требования безопасности при проведении занятий по легкой

атлетике.

Чтобы избежать травмирования во время занятий легкой атлетикой, необходимо выполнять следующие рекомендации по технике безопасности:

1. Места проведения занятий следует постоянно содержать в порядке.

2. Перед занятиями необходимо проверять исправность инвентаря и оборудования, состояние площадок.

3. Бег на стадионе следует проводить только в направлении против часовой стрелки.

4. Следить, чтобы в зонах безопасности во время бега и прыжков не было посторонних предметов и людей.

В качестве финишной ленточки использовать только легкорвущиеся ткани и нитки. Использование капроновых, нейлоновых тканей и ниток должно быть исключено.

6. Бежать на короткие дистанции при групповом старте следует только по своей дорожке, а во время бега исключить резко «стопорящую» остановку.

7. Необходимо тщательно рыхлить песок в яме - месте приземления, а при прыжках подкла-дывать в обувь под пятку резиновые прокладки.

8. Нельзя выполнять прыжки на неровном и скользком грунте с приземление на руки.

9. Нельзя подавать снаряды броском. Перед метанием гранат и других предметов необходимо проверить, нет ли людей в направлении метания. При метании нельзя стоять справа от метающего (когда метание выполняется левой рукой - слева) и ходить за снарядами без разрешения преподавателя. Перед метанием следует вытирать снаряды насухо.

10. Нельзя пересекать места, на которых проводятся занятия по метанию, бегу и прыжкам.

11. Грабли и лопаты нельзя оставлять на местах занятий. Грабли надо класть зубьями вниз, а спортивную обувь - шипами вниз.

12. Запрещается проводить на одной площадке одновременно занятия несовместимыми видами спорта (например, футбол и метания, футбол и бег и т. п.).

22. Общие требования безопасности при проведении занятий по подвижным и спортивным играм.

Обеспечение мер безопасности во время игр достигается выполнением следующих основных правил:

1. Занятия должны проводиться на спортивных площадках и в залах стандартных размеров, отвечающих требованиям правил игры.

2. Перед игрой участники должны снять все украшения (кольца, браслеты, серьги и др.). Ногти у них на руках должны быть коротко острижены, а очки закреплены резинкой и иметь роговую оправу.

3. На занятиях необходимо соблюдать дисциплину, строго выполнять требования и указания судьи, преподавателя, тренера, капитана команды.

4. Игра должна проводиться на сухой площадке. Если она проходит в зале, пол должен быть чисто вымытым и сухим.

5. Все острые и выступающие предметы, находящиеся в зале, должны быть заставлены матами или ограждены.

6. Тренировочные игры должны проходить в соответствии с правилами.

7. Занятия должны проводиться под руководством учителя физкультуры (инструктора-общественника, тренера).